Сасовские социальные работники помогают детям словом и делом

В Сасовском социально-реабилитационном центре почти 13 лет помогают детям. Центр рассчитан на 25 детей от 3-х до 18 лет, в настоящее время в нем находятся 20 несовершеннолетних. С момента основания и по 1 июня 2017 года реабилитацию прошли 690 детей. Оснований для поступления в учреждение несколько. Министерство социальной защиты рассматривает и принимает решение направить ребенка в учреждение до момента дальнейшего жизнеустройства, а это может занять две недели, может месяц и пару лет.

Кстати, как рассказал заместитель директора по реабилитационно-воспитательной и медицинской работе Алексей Анатольевич Феофанов, пока дети находятся в центре, основная работа ведется с родителями, чтобы вернуть ребенка в семью. Большинство воспитанников возвращаются в родные семьи, но бывает, что родители не исправляются, и тогда, органы системы профилактики обращаются в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав. После окончательного решения о лишении родительских прав, дети получают статус «оставшиеся без попечения родителей и иных законных представителей. В дальнейшем строится работа по поиску замещающих семей, если же такие не находятся, то дети направляются в интернатные учреждения. Оснований для поступления в учреждение несколько. Министерство социальной защиты рассматривает и принимает решение направить ребенка в учреждение до момента дальнейшего жизнеустройства, а это может занять две недели, может месяц и пару лет.

Первоначально дети, которые поступают в центр, проходят комплексное медицинское обследование, после чего, если все нормально, ребенка переводят в общую группу. Обследование длится около недели. В центре работает пять медсестер, врач-педиатр и невролог.

Специалисты по социальной работе Татьяна Захарова и Елена Панькова оформляют личные дела, где отражается полная информация о родителях, пакет документов, переписка с органами и учреждениями системы профилактики. Если дети поступают без документов, то ведется работа по сбору и оформлению документов.

Бывает, что несовершеннолетние поступают из других городов, областей и государств. Например, если ребенка обнаружили одного на улицах города. Если никаких данных не находится и документов на ребенка нет, то он попадает в учреждения социальной защиты, при наличии свободных мест. В дальнейшем идет поиск родителей.

Дети и сами обращаются в центр за помощью. В прошлом году шестнадцатилетний мальчик пришел и сам написал заявление. Через месяц мама его забрала, но опять уехала, а он вернулся и уже год находится в учреждении.

Родители могут обратиться самостоятельно в реабилитационный центр за помощью в связи со сложившейся трудной жизненной ситуцией. Одна из родительниц обратилась в учреждение за помощью. Они беженцы с Украины, приехали в 2015 году. Бабушка, которая сидела с девочкой, умерла. Мама работает в Рязани и не может смотреть за ребенком.
Попадая в центр, ребенок может испытывать состояние стресса, вызванное тревогой и страхом перед новой, неизвестной обстановкой, новыми людьми. Адаптационный процесс чаще протекает как реакция приспособления. И, здесь важную роль играет психологическое сопровождение ребенка. Этим занимается психолог, Людмила Вавилкина.
— По моим наблюдениям, поступающие к нам детки, как правило, находились в исключительно экстремальных условиях бытия (деструктивная семья, жилищные условия, питание). Однако, как у ребенка, так и у его семьи зачастую есть внутренний ресурс, к которому не всегда есть доступ. Поэтому, психологическая помощь должна быть тщательно продуманной, действенной и максимально тактичной (учитывая негативный опыт детей из неблагополучных семей), – рассказала Людмила Владимировна.

Жизненные обстоятельства воспитанников центра различны: это и дети, перенесшие психотравмирующую ситуацию (развод родителей, сексуальное насилие), и дети, находящиеся в состоянии острого горя (смерть одного из родителей или обоих). В таких ситуациях и взрослым-то сложно. А уж ребенку, очень важно в трудный момент жизни получить профессиональную психологическую помощь.
Психологическая помощь и поддержка предоставляется не только детям. Психолог центра работает и со взрослыми: родителями воспитанников, потенциальными опекунами и приемными родителями. Сетевые встречи, индивидуальные психологические консультации дают возможность решить свои собственные внутренние проблемы.

— Я вижу множество преимуществ нашего учреждения, и психологической службы в частности, – говорит Людмила Владимировна. — Во-первых, центр рассчитан на небольшое количество детей, и соответственно, все находятся в тесном контакте со специалистами и воспитателями. А это шикарная возможность реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье! Во-вторых, все специалисты под одной крышей – а это значит, что ребенок будет, не только сытно накормлен и одет, но и пройдет медицинское, логопедическое, психологическое обследование, получит регулярную педагогическую помощь в выполнении домашних заданий. А дошколята еще и «развивайки» – занятия на развитие мелкой моторики, познавательных процессов, общего кругозора. Ну, и в третьих, мы работаем не только для воспитанников и их семей, но и для души! И – от всей души!

Социальные педагоги Татьяна Таенкова и Оксана Файзулова, показывают детям, как можно качественно, здорово и полезно провести время.
Кабинет социальных педагогов очень любят дети. Здесь ребята занимаются творчеством, учат песни и стихи, делают поделки.

— С удовольствием участвуем в конкурсах, в последнем, «Забавушка», ребята заняли 3-е место, — говорит Оксана Файзулова.

У реабилитационного центра заключены договора о сотрудничестве с центрами дополнительного образования, учреждениями культуры, библиотеками и «Планетой спорта».

— На тренировки возили мальчика Толю, который показывал неплохие результаты в футболе, – рассказывает Татьяна Таенкова. – Сегодня ребенок возвращается в семью, и мы надеемся, что занятия он продолжит.

С дошкольниками в возрасте от 3 до 7 лет занимаются воспитатели.
Учеников, сотрудники центра, утром отвозят в школу. Городские ребята остаются в стенах своих родных школ, а остальные посещают школу № 2, с которой у центра заключен договор.

Постоянно присматривают за детьми 7 воспитателей, которые работают сменами.

Социальные педагоги работают сообща с логопедом Натальей Яковлевой. Наталья Анатольевна помогает ребятам устранить речевые нарушения, способствует развитию у детей внимания, зрительного и слухового восприятия, готовит к полноценной трудовой и общественной жизни. Наталья Анатольевна помогает социальным педагогам при подготовке праздников, а Татьяна Александровна и Оксана Владимировна проводят занятия по логопедии, которые им оставляет Наталья Анатольевна.
По словам директора социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Виталия Анатольевича Лемехова, духовно-нравственная составляющая это основное. В центре с детьми работает православный психолог Марина Александровна Свечкарь. Ребята посещают церковь, их навещает батюшка.

В реабилитационном центре стараются 1–2 раза в месяц устраивать концерты. Два раза в год приглашают в гости главу города и района, депутатов Дум, представителей следственного комитета, управления образования, «Рязаньэнерго». Гости приходят не с пустыми руками.

Прямая речь

 Татьяна Таенкова, социальный педагог:

— Мне нравятся эти дети – они очень добрые. Совсем по-другому все чувствуют. Даже, несмотря на то, что они имеют негативный порой опыт. Стараются впитать в себя хорошее. Если к ним относишься с добротой, то дети готовы тебе открыться. Они умеют ценить. Конечно, бывает тяжело. Особенно с подростками. Они вроде бы уже не дети, но и еще не взрослые.

— Своих детей невозможно заставить читать и писать, а здесь дети сами приходят и просят что-нибудь решить или написать, – отмечает Оксана Файзулова.

В этой галерее нет изображений.

Поделиться: