Валерий Хромушкин из Кораблинского района: «Оставаться в стороне у нас не принято»

Валерий Хромушкин – руководитель Кораблинского отделения «Боевого братства». Выполнял интернациональный долг в Афганистане в 1984–1986 годах.

Вывод советских войск – 15 февраля 1989 года – смотрел дома по телевизору. Вспоминает:

– Нормально воспринял это событие. Давно надо было выводить. Это – с одной стороны. А с другой, обеспечивая порядок в той стране, мы на 10 лет отодвинули нелегальную поставку наркотиков в Союз. Если бы не наши ребята, туда вошли бы и навели порядок другие – например, США…

Первоначально предполагалось, что советские парни будут охранять объекты. Но пришлось участвовать и в боевых действиях той, по сути, партизанской войны, потому как стоять в стороне у нас не принято.

В Чирчике Ташкентской области Узбекской ССР, где я проходил три месяца учебку, нам объясняли, как вести себя в гористой местности, как подниматься и спускаться по скалам, – рассказывает Валерий Иванович. – Но на практике к этому не подготовили: горы было видно издалека, но туда не ходили. Научили стрелять, прыгать с парашютом – и то хорошо. Меня направили в 154-й отдельный, спецназначения, батальон ВДВ. В наши задачи входило участие в засадах, проведении разведок, перехвате караванов. Все пришлось осваивать на месте, в ходе операций.

Как-то мы ожидали в засаде проход моджахедов с оружием. Они должны были двигаться от гор в сторону кишлака. Дело было ночью. Вскоре действительно  появились пять человек и два ишака, нагруженные поклажей. Они двигались по сухому руслу реки. Поскольку мы находились выше, им не удалось скрыться.

Было у меня и ранение. Мы тогда прочесывали кишлак, искали оружие, проверяли документы. Пять человек. Сверху, с гор, в нас стреляли. Одного на месте убили. У меня сквозное ранение:  пуля прошла сквозь два плеча спереди. Слава Богу, кость не задело. Ощущение – как будто кирпичом ударили. Это только в фильмах показывают: сразу кровь течет. А на самом деле она замирает – от спазма. К санинструктору сам добежал: недалеко – метров 20. Он вколол мне обезболивающее, сделал перевязку. Поинтересовался: «Голова кружится?» – «Нет». – «Попей водички».  После нескольких глотков повело в сторону. Дождался вертолета – отправили на неделю в медчасть. А потом снова – служить.

Мы поинтересовались: участие в зачистках-засадах было ежедневным? Оказалось, нет: дважды в неделю – на боевом дежурстве, в остальное время – отдых. Но те два дня давались нелегко. Десант высаживали с вертолета в определенном месте, после чего за ночь надо было пройти с полной боевой выкладкой (а это дополнительно 40 кг снаряжения на бойце) 15–20 километров до точки, где должны были устроить засаду. Со временем привыкли…

Приходилось брать в плен моджахедов – их сдавали органам госбезопасности страны. Сохранилась фотография, на которой – бойцы-десантники с пленными.

У Валерия Ивановича есть награда за активное участие в боевых действиях на территории Афганистана – советская медаль «За отвагу». А еще запомнились многочисленные «Давайте, сынки, вам это зачтется» и «Спасибо, бойцы, за службу».

Владимир Иванович рассказал:

– Я через группу «Одноклассники» в интернете нашел своих сослуживцев по Афгану. Общаемся. Дважды ездил к другу Володе Загладе в Гомель.

– Вы являетесь руководителем Кораблинского отделения «Боевого братства». Сколько у вас членов?

– 54 по списку. Погибших в Афганистане не было. Но с ранениями возвращались.

– Как будете отмечать юбилей вывода советских войск из Афганистана?

– Соберемся на митинг в Кораблине у памятника участникам локальных войн. Потом нам наверняка вручат юбилейные медали. Ну и посидим где-нибудь, вспомним былое.