Ветеран Великой Отечественной Павел Ольчев стал Почетным гражданином Шацкого района

Ветерану Великой Отечественной войны Павлу Тимофеевичу Ольчеву присвоили звание «Почетный гражданин Шацкого района».

В городе осталось всего девять ветеранов Великой Отечественной войны. Один из них — Павел Тимофеевич Ольчев. На последнем заседании Шацкой районной Думы депутаты предложили присвоить ему звание «Почетный гражданин Шацкого района».

Сейчас ветеран живет в семье младшей дочки Татьяны.

– Папе 94 года и, конечно же, ему требуется внимание и уход, – рассказывает Татьяна. – Мы с мужем решили взять его к себе. У нас папе хорошо. Он не обделен личным пространством – есть своя комната. Питание – полноценное. Каждый день гуляет на свежем воздухе. Много читает.  Ведет общественную деятельность – его приглашают в школу на праздники, где он рассказывает ребятам о своей военной молодости. У него очень хорошая память.

– Чтобы записать мои воспоминания о войне, потребуется не один день и даже не один месяц, – начал свой рассказ о своей фронтовой путь-дорожке ветеран. — Открою секрет. Один из моих внуков собирается написать книгу. Он когда приезжает, то мы долго-долго разговариваем, а он все записывает. Так мне и сказал: «Дед, я напишу книгу твоих воспоминаний». Моя память зафиксировала все. Иногда моменты из прошлого всплывают и бередят душу как незаживающие раны. Например, наши войска стояли в 1941 году под Конотопом. Я лежал за пригорком и смотрел в бинокль на близлежащий населенный пункт, занятый немцами, откуда нам предстояло их выбить. И вот наблюдаю такую картину. Здоровенный полицай-хохол ведет под прицелом автомата группу женщин с маленькими детьми. Остановились у колодца. Тычками и пинками он отогнал от матерей ребятишек. Затем взял ведро и большую кисть. Сначала ее обмакивал в ведро, потом тыкал ей в лица детям. Они падали, а этот гад  хватал их за ноги и бросал в колодец на глазах у матерей. У меня от ужаса все внутри похолодело. Тогда я дал себе зарок – беспощадно мстить фашистам за матерей и детей на всем белом свете!

– Папа очень любит детей, – продолжила Татьяна. – Сам он из многодетной семьи, в которой воспитывались 8 человек. Родился он в селе Шарик, Шацкого района. Семья считалась трудолюбивой и по тем временам зажиточной. Если есть на дворе корова и другая скотина, если сеешь-пашешь, не ленишься, значит, ты кулак. Вот за трудолюбие и сноровку крестьянскую Тимофея Ольчева, нашего деда, в 1937 году и признали кулаком. Спасая свою семью от репрессий, он ушел в мордовские леса и поселился там в одном из поселков под названием Выша. Оттуда и призвали в 1941 году 18-летнего Павла в армию, в Рязанское танково-пехотное училище. После курсов молодого бойца он отправился воевать на фронт…

Не раз судьба испытывала Павла Тимофеевича. Воевал он на Центральном, Западном, Калининском, Белорусском фронтах. В 1943 году получил ранение в голову. Во время операции фронтовые врачи так и не смогли удалить одну из частичек осколка, и она до сих пор находится в голове ветерана. Как говорит Павел Тимофеевич: «Теперь уж и не беспокоит, прижилась». После операции его признали годным к строевой службе, и она продолжалась. Как и давал себе слово – бил врага беспощадно. За свои боевые подвиги он награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Великой Отечественной войны 1 степени, медалями «За освобождение Варшавы», «За освобождение Германии», «За взятие Берлина».

– После победы домой я попал не сразу, – вспоминает Павел Тимофеевич. – Полтора года Берлин восстанавливал. На Родину вернулся в 1946 году. После войны решил учиться и поступил в Шацкий техникум механизации сельского хозяйства. Отучившись, работал механиком в Шацком ДЭУ. на Шацком хлебокомбинате. Несколько лет трудился мастером  производственного обучения в техникуме. Женился я в 1949 году. Полюбил женщину-вдову с двумя детьми. Но для меня дети в жизни не помеха. Я очень люблю ребятишек, поэтому мы еще и своих троих родили. Я очень счастливый и богатый. У меня пятеро детей, 8 внуков и 11 правнуков.

Иногда я думаю: каким таким чудом я из пекла вышел?  Ведь много моих друзей на полях сражений полегло. Наверное, Господь определил мне – жить и помнить, жить и быть свидетелем фашистского ада, жить и призывать потомков к миру во всем мире.