В Старожилове вспомнили о традициях театрального искусства

В Старожиловской районной библиотеке провели встречу «Прикоснись сердцем к театру…», которую организовали и провели сотрудники районной библиотеки. Для беседы прингласили активистов «серебряного возраста» из поселка Старожилово. Как выяснилось, большинство из них являются поклонниками драматического искусства.

Встреча началась с экскурса в историю театра вообще, и в частности, на старожиловской земле. Как рассказали библиотекари Наталья Расходчикова, Ирина Филина и Елена Потарыкина, особое место в театральной жизни поселка Старожилово занимает построенный в имении театр имени Павла Павловича фон Дервиза. Знаменитый концессионер, увлеченный лошадьми, пел и сочинял романсы. Его романтическая натура не могла не оценить только набиравшие тогда силу любительские театральные постановки. Труппу Павел Павлович набрал из поющих родственников и хороших знакомых. В 1898 году на сцене собственного двухэтажного, деревянного, крытого железом театра на 150 мест была поставлена опера «Евгений Онегин». Партию главного героя исполнил лично фон Дервиз, Татьяны – его двоюродная сестра Елена Михайловна. Арию Ольги спела будущая профессиональная певица Александра Сазонова, Ленского – лучший друг Павла Павловича – Философов. Партию няни исполнила 18-летняя двоюродная сестра Павла фон Дервиза – Нина Михайловна, ставшая его третьей женой. Вслед за «Евгением Онегиным» репетировалась постановка оперы «Кармен». Представление не состоялось из-за финансового краха барона.

Сейчас в районе популярна народная студия «Театр» Истьинского Дома культуры. Девятый год ее состав выступает с разнообразным репертуаром как на родной сцене, так и на районных, и областных площадках. В этом году актер Роман Конкин на международном фестивале имени Фаины Раневской в номинации художественное слово стал лауреатом III степени.

Затем гости вспомнили о своем участии в народных постановках.

Бывший начальник конной части Старожиловского конного завода Владимир Фролов рассказал:

– В 1981 году на конный завод пришла группа молодых берейторов во главе со Светланой Ивановой (ее мать была примой балериной Мариинского театра – прим. ред.). Она была яркой личностью, но чувствовалось, что любовь к лошадям у нее была сильнее. Благодаря Светлане и ее матери на базе существовавшей тогда конно-спортивной секции зародились театральные постановки с участием лошадей. Пробным было представление «Карлсон» с использованием только трюков и езды. Ко второму спектаклю «Щелкунчик» мы подготовились основательнее. Костюмы и актеров нам предоставлял Рязанский драматический театр. Основными участниками постановок были воспитанники конно-спортивной секции, а также простые конюхи и берейторы. Наши жеребцы-производители, тренировавшиеся по программе большого приза, имели необходимые для исполнения эффектных трюков навыки, были, что называется, самодостаточными артистами. На конный завод приезжало заинтересовавшееся необычными постановками Рязанское областное телевидение, и мы специально для съемки исполняли эпизоды из спектаклей. Отмечу, что все участники постановок, а также задействованные лица и сотрудники организаций, подходили к своим обязанностям творчески и с душой. К примеру, к спектаклю по мотивам гоголевских «Вечеров» «Прекрасная Солоха» были нужны декорации. Работавший на конном заводе плотник Серафим был такой умелец, что мог из железа рубашку выковать. Такому мастерству его научил отец Кузьма, столярничавший у последнего русского царя Николая II. Серафиму поручили изготовить декоративный колодец, и сделал он его на совесть. Хочу отметить, что старожиловцы и гости поселка с нетерпением ждали наших спектаклей, которые обычно проходили перед новым годом в манеже.

Об участии в художественной самодеятельности вспомнил бывший учитель русского языка и литературы Виктор Фадеев:

– Существует выражение, что театр начинается с вешалки, а я познакомился с драматическим искусством в школе. В семилетке учителем литературы у нас был бывший фронтовик Герасимов. На его занятиях мы изучали произведения, разбирая их по ролям. В средней школе я играл Олега Кошевого в «Молодой гвардии». Курьезный случай произошел со мной в Ненашкинском сельском Доме культуры. Я играл хозяина дома, а женщина лет пятидесяти была цыганкой. Для создания домашнего уюта между нами зажгли керосинку. По сценарию, цыганка входит в дом, а я ей должен дать пощечину. И так получилось, что махнув рукой, я свалил эту керосинку, и едва не устроил пожар. Уже взрослым я играл в театральной постановке «Солдатская вдова» районного Дома культуры, и настолько вжился в роль, что поцеловал актрису по-настоящему, так, что после спектакля зрительница сделала мне замечание. На что я ответил, что фальшивить на сцене не надо.

Историю из жизни рассказала ветеран правоохранительных органов Галина Пшенникова:

– Говорят, что искусство – великая сила. В моей работе инспектором по делам несовершеннолетних тому есть реальное подтверждение. В Хрущевской школе учитель Павел Ксенофонтов вел драматический кружок. Там тогда учился один старшеклассник, стоял в инспекции на учете. И чего он только ни творил, как ни хулиганил. Мы и беседовали с ним, и штрафовали. А исключать его из школы, или уж тем более стращать тюрьмой, для нас было делом уже последней инстанции. На этом настаивал и Павел Сергеевич. Однажды он позвонил мне и пригласил в Хрущево на премьеру школьного спектакля. Ни о чем не подозревая, я села в предвкушении, и каково же было мое удивление, когда я увидела на сцене этого парня, исполняющего главную роль. Как он играл! Конечно, это была заслуга учителя Ксенофонтова, он заметил в хулигане актерский талант и направил его необузданную энергию в театральное русло.