Жительнице Ермиши исполнилось 104 года

13 мая жительнице Ермиши Елене Арсентьевне Князькиной исполнилось 104 года.

Родилась она в 1913 году в селе Красная Багана Челновершинского района Куйбышевской области. В крестьянской семье росли семеро детей, она была третьим ребенком.

В 1917 году ей было лишь четыре года, но то время она помнит хорошо. Ее отец ушел в лес, а мать осталась одна с маленькими детьми.

– К нам в село приходили казаки, воевавшие на стороне красных, забирали у людей всю скотину и отдавали в колхозы. А мы хотели сохранить свои хозяйства, не хотели в колхоз идти, – рассказывает Елена Арсентьевна. – Пытали нас, спрашивали, где все мужчины, били женщин. Детство у нас было очень трудным.

В школе девочка проучилась всего лишь полгода, но за это время научилась читать, писать и считать. Маленькая Лена помогала маме по хозяйству, присматривала за младшими братьями и сестрами.

В 15 лет пошла работать в колхоз. И в поле работала, и за скотиной ходила. За свою жизнь сменила много профессий. Была и поваром, и работником торговли, и нянечкой в детском отделении больницы, и на почте сторожем.

Замуж вышла в 18 лет за односельчанина. С Николаем они работали в одном колхозе. Несмотря на трудную работу, молодежь находила время погулять и повеселиться.

В семье родились сын и три дочери.

Начало Великой Отечественной запомнили на всю жизнь.

– Помню, мы собрались на улице и все кричали: «Война началась, война началась!», – вспоминает Елена Арсеньевна. – У людей паника была, волнение. Тогда еще не знали, что война такой трудной и долгой будет. Такой кровопролитной. Мужу моему прислали повестку в 1941 году, его сразу забрали. Всех мужчин, как под метелку, собрали в машину и увезли.

В 29 лет Елена Арсеньевна осталась вдовой. Муж погиб смертью храбрых в 1943 году под Смоленском, в деревне Вититнево.

– Смыслом моей жизни стало поднять детей на ноги. Старалась не потерять их в тяжелые военные годы, – делится Елена Арсеньевна. – И теперь, когда дочери поздравляют меня с 9 Мая, всегда благодарят за то, что я их выкормила и не растеряла.