Инвалид детства Мария Гордюшина в 82 года собирает грибы и сочиняет частушки

Молодею я там!

В осеннюю пору каждое утро, отправляясь на работу, я неизменно встречаю Марию Павловну Гордюшину с полным рюкзаком за плечами.

– Опять с уловом, Мария Павловна?

– А как же? Столько грибов уж насолила, намариновала, наморозила… А в лес каждый день тянет – молодею я там! – и весело рассмеялась.

Одна в большой семье

Машенька родилась 4 января 1936 года в деревне Мышоновка Тюринского сельсовета Щацкого района в большой крестьянской семье – три брата и две сестры, это кроме нее. Сегодня с трудом вспоминает своих родителей – умерли они, когда она была совсем малышкой, не было и шести.

Так началась сиротская жизнь Машеньки – в холодном и голодном доме осталась она одна. Старших братьев и сестер судьба давно разбросала по свету. Маша была последней в роду, самой младшенькой, и никому до нее не было дела… Шла война, кто возьмет в семью еще один голодный рот? Девчушка приловчилась в лесу ягоды собирать, грибы распознавать – тем и кормилась.

Машенька была удивительно красивой девочкой – густые светлые вьющиеся волосы, открытые ясные глаза, приятный овал лица – настоящий ангелочек! Только стеснялась она изуродованных пальчиков на своих на руках – родилась такой. Жалели ее женщины и привечали – угощали, кто что мог, ночевать иногда приглашали. Так по дворам и кормилась девочка, пока с наступлением холодов не сжалилась и не приютила ее одна деревенская бабушка.

Щавель на обед

После войны Маша пошла в школу. По вечерам сидела у печки, самого теплого места в избе, изучала буквы, училась читать. В пятый класс ходила учиться в соседнее село Тюрино. Школа стояла на бугре. Вспоминает, как берегла обувь, что ей досталась от добрых людей.

– Кто-то дал мне парусиновые большие полуботинки, наверно мужские. Вот в лаптях дойду до бугра, переобуюсь. Лапти сниму и в мешочек, а в парусиновых иду в школу. Трудно было учиться, пятерки редко получала, в основном тройки. Я же все время была голодная…

Прежде чем сеть дома за уроки, Маша шла в лощинку – там рос щавель, единственная ее еда. Наестся его вдоволь и домой. Иногда к соседям родственники приезжали из Москвы с гостинцами, перепадало иногда и сиротке, радовалась та несказанно…

Так хотелось хлеба…

Окончив восьмилетку, Маша поступила на клубное отделение Рязанского культпросветучилища. Кто ее надоумил, даже не помнит.

– Видно, умные и добрые люди вели меня по жизни, – улыбнулась Мария Павловна. – Их много повстречала я в жизни и всегда буду за то благодарить Бога.

Когда окончила училище, Маша первым делом отправилась в свой любимый лес, набрала земляники и пошла на рынок – она не приценивалась, сколько дадут и ладно. Крепко зажала в кулачок вырученные копейки. «Куплю хлеба», – твердо решила она. Пока шла дорогой, не заметила, как всю булку съела.

Плакат для коров

По направлению в 1957 году приехала Мария Куренева в деревню Медвино Новодеревенского района на должность заведующей избой-читальней. Поселили на квартире. Изба-читальня – громко сказано, то был заброшенный кирпичный сарай, в котором ничего не было.

А работать-то надо. Вот и написала Мария плакат-передовицу и прилепила его в медвинском коровнике. А управлялась плакатным пером она мастерски. Приехали как-то проверяющие. Посмеялись, а затем сразу перевели работать в Студенки заведующей сельской библиотекой. Определили на квартиру. Жилось Марии уже сытнее. Но к хозяевам приехала дочь с ребенком. Вот и предложили ей перебраться на работу в Мары в 1959 году. Она не стала перечить.

Лучший парень на деревне

Так Мария попала в Мары, более глухую деревню. Но зато здесь судьбу свою нашла – замуж вышла. Веселую хохотушку и певунью с роскошными длинными косами сразу заприметил симпатичный парень Анатолий Гордюшин. Мастер на все руки, знатный механизатор на всю округу стал чаще заглядывать в библиотеку и на танцы успевал, чтобы с Машей лишний раз словечком перекинуться, увидеть ее улыбку. И девушке понравился парень с открытой улыбкой, работящий да уважительный.

– Свадьбы у нас никакой не было, Анатолий просто привел домой и назвал своей женой. Свекровь, Мария Михайловна, приняла хорошо. Никогда не серчала на меня, – вспоминает Мария. – Хорошо мы зажили. А зарегистрировали свой брак чуть позже – в Бурминском сельсовете, сели мы на велосипеды да и отправились в загс. Нас сразу и расписали.

В 1964 году родилась доченька, Галинкой назвали. Жили молодые дружно. Анатолий до работы был горяч – не сыскать лучшего комбайнера и тракториста в колхозе! За высокий намолот зерновых в 1971 году его наградили орденом Трудового Красного Знамени.

Своя крыша

Все было бы хорошо, но муж все чаще стал выпивать. Зазывали его молодые вдовушки помочь по хозяйству – кому крышу поправить, кому забор поставить… А он мастер на все руки да и не привык отказывать. А деревенские мужики завидовали шустрому да успешному пареньку. Как-то жестоко подшутили над ним – вывели его комбайн из строя в самую страду. Ох, поссорился тогда Анатолий с мужиками, никак не мог простить им злую шутку, хотя и неполадку устранил, и с уборкой управился тогда лучше всех.

Но обида осталась, может, потому и согласился с женой, когда та предложила ему в 1979 году переехать в райцентр, в поселок Александро-Невский. Купили Гордюшины за железной дорогой хатку-развалюшку буквально за копейки, а на ее месте свой дом поставили.

Притяжение доброты

Перебравшись в райцентр, Мария Павловна устроилась библиотекарем нестационарного обслуживания. Надо сказать, что кроме стационарных библиотек, в районе действовали пункты выдачи и «передвижки» на производственных участках и в отдаленных селах.

– Люди очень любили книги, сейчас столько не читают, – сетует Мария Павловна. – Как только я приходила с новинками в организацию, народ выстраивался в очередь.

Для Марии Павловне специально купили большую сумку. Только трудно было с ней управляться хрупкой женщине с покалеченными руками.

– Но мне вновь помогали добрые люди: на маслозаводе – Людмила Яшина, в больнице – Людмила Зайцева, МСО – Тамара Конкина, райпо – Наташа Пахомова, – добрым словом вспомнила Мария Павловна своих помощниц, – а совсем удобно стало, когда выделили мне автобус для поездок с книгами.

Последние десять лет Мария Павловна работала в детской библиотеке, где доброжелательная женщина быстро нашла общий язык с детьми – они полюбили ее за добрую улыбку, приветливость. Она притягивала людей своим щедрым и отзывчивым сердцем. И уже много лет спустя, встречая на дороге, выросшие дети обязательно ее обнимут, прильнут, спросят, как дела, может, чем помочь нужно? Приходят в гости, как к родному человеку.

Ушла на пенсию Мария Павловна, ветеран труда, в 1991 году, проработав 34 года. Теперь бабушка помогает внучке Людмиле. Та, окончив кооперативный техникум в Москве, там и осталась, вышла замуж, растит двух детей. Взяли с мужем ипотеку – вот и подбрасывает бабуля деньжат молодой семье, ловко вяжет носки внукам, а по-другому она просто не умеет. Жизнь тому научила.

А еще Мария Павловна – прекрасная певунья. На всех вечерах выступала – и пела, и декламировала. Ни одно застолье или праздник не обходились без ее песен и частушек, которые, кстати, она сама сочиняет. Особенно любит стихи Сергея Есенина. Она и сейчас может читать их наизусть до бесконечности.

Мария Садовникова

Галерея не выбрана или была удалена.