К 75-летию Битвы за Москву. Столицу защищали более десяти уроженцев пителинского села Пеньки

С лета 1941 года по начало 42-го из пителинского села Пеньки на защиту Отечества от немецко-фашистских захватчиков призвали на фронт десятки мужчин и женщин. Все они с честью выполнили свой гражданский долг перед Родиной, но, увы, не всем было суждено пройти ратный путь до победного конца.

Более десятка уроженцев села принимали участие в исторической битве за Москву. Среди них Илларион Андреевич Цыпленков (1910–1997). Его призвали в действующую армию в августе сорок первого. А 5 сентября в составе 236-го зенитного артиллерийского полка он уже воевал на Западном фронте, участвовал в Можайско-Малоярославецкой операции (10–30 октября 1941 года). Превосходящие силы группы армий «Центр» рвались к Москве, взяли города Калугу и Малоярославец. Их удалось остановить только в 70 км от столицы.

4 ноября полк, в котором служил наш земляк, перебросили под Звенигород, где шли наиболее ожесточенные бои. Лишь в конце декабря частям Красной Армии удалось сломить сопротивление врага и перейти в наступление. Рядовой Цыпленков освобождал города Можайск и Гжатск, позже воевал в частях Калининского фронта.

Илларион Андреевич часто вспоминал памятные события тех решающих судьбу столицы декабрьских дней сорок первого.

— Нам не приходилось идти в рукопашные схватки, – рассказывал он, – но в ходе авиабомбежек, артобстрелов и пулеметного огня на нашей батарее уцелело только 12 бойцов. После этого часть отправили на пополнение и оставили оборонять небо Подмосковья. А в 1943-м нашему полку довелось давать первый салют в честь освобождения городов: Курска и Белгорода.

Участвовал в обороне Москвы и уроженец села Пеньки Иван Петрунин (1898–1971). Судьба благоволила бойцу – он прошел долгий ратный путь в составе гвардейской стрелковой дивизии, возвратился домой с орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Берлина».

Среди защитников Москвы были и женщины. Мария Ефремовна Лактюнькина — в девичестве Копылова — получила повестку из военкомата в самом начале 1942 года. Пока с группой других призывников добирались железной дорогой из Сасова в Москву, их эшелон несколько раз бомбили. Только через неделю прибыли они в пункт формирования. Из-за маленького роста (148 см) девушку собирались вернуть домой, но людей катастрофически не хватало…

Марию назначили в аэростатную часть. Москву сильно бомбили. Военнослужащие части, в основном молодые женщины, жили в землянках, спали на сколоченных второпях нарах. Потом, правда, привезли из какого-то разрушенного общежития кровати.

Страшно было девушке выходить по ночам на пост в караул. Ветер в ветвях шумит, а ей все кажется: вражеская авиация приближается… Так и охраняла Москву почти до конца войны Мария. Вместе с ней несла службу в аэростатной части ее землячка Анна Ивановна Лактюнькина (1922–2014). А Мария Филипповна Никитушкина (Давыдова) защищала небо столицы в составе 8-го полка войск ПВО. И  все трое – награждены медалью «За оборону Москвы».

Анна Лукьяновна Лактюнькина (1922–2015) служила наводчиком зенитной установки в 352-м отдельном зенитно-артиллерийском дивизионе Московской зоны ПВО (затем Московского фронта ПВО). Позже она прошла всю войну, освобождала Польшу. Ефрейтор Лактюнькина награждена медалями «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», а в 2011-м – нагрудным знаком «70 лет битвы за Москву». С первых дней фронта и до весны сорок пятого воевала вместе со своей подругой и землячкой Марией Степановной Ориной (Петруниной).

Мария Степановна родилась в селе Пеньки в 1923 году. Получила среднее образование. Какое-то время работала колхозным счетоводом, затем поступила на факультет иностранных языков Рязанского педагогического института. Но началась война, и многих девушек-студенток призвали в армию.

Марию направили в 352-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион старшим дальномерщиком. С помощью прибора она определяла расстояния до фашистских самолетов. Эти данные девушка передавала расчету зенитной установки. Первое время дивизион охранял гидроэлектростанцию недалеко от города Электросталь.

— Немцы постоянно сбрасывали на крыши зданий фугаски, – вспоминает Мария Степановна, – и нам приходилось быстро карабкаться наверх и ликвидировать очаги загорания. В нашем дивизионе были одни девушки, только командиры батарей и полков – мужчины. На моем счету значились три сбитых вражеских самолета.

В 1943-м сержанта Марию Петрунину перевели командиром дальномерного отделения в 340-й зенитный артполк, охранявший аэродром в Монине. И здесь приходилось жить в землянках. Позже вместе с частями Северного (затем Западного) фронта ПВО она освобождала территории Белоруссии и Польши.

Домой Мария Степановна вернулась в июле сорок пятого. Ее гимнастерку украшали боевые награды и значок «Отличному артиллеристу». Вышла замуж за фронтовика артиллериста Ивана Артемовича Орина. Пошли дети: Евгений, Сергей, Татьяна. Мария Степановна работала (вплоть до выхода на пенсию) библиотекарем.

Отважную фронтовичку часто приглашали на беседы к учащимся Пеньковской и Темиревской школ. Сейчас здоровье ветерана заметно ослабло. На зиму она уезжает к дочери в Дзержинск, но старается всегда вернуться к маю, чтобы не пропустить торжественный митинг, посвященный Дню Победы.

Любовь ПРОХОРОВА,

ведущий библиотекарь Пеньковской сельской библиотеки

На фото — Мария Степановна Орина