Найденную рязанскими дайверами «полуторку» передали музею военной техники

Во вторник, 21 июня, автомобиль Газ-АА, поднятый рязанскими водолазами со дна Ладожского озера, передали в музей военной автомобильной техники.

Фронтовой автомобиль Газ-АА («полуторка»), перевозивший грузы по «Дороге жизни» в дни блокады Ленинграда, дайверы из рязанского клуба «Одиссея» обнаружили на дне Ладожского озера 12 июня. Через двое суток водолазы – всего 12 человек – подняли легендарную машину.

– Мы вели поиск по всей территории, где проходила «Дорога жизни». Примерные координаты машины нам дали дайверы из питерского клуба «Веселый Роджер». У них же мы арендовали специальную баржу, с помощью которой и подняли «полуторку», – рассказал руководитель дайв-клуба Олег Чичикин.

В момент обнаружения машина находилась на глубине около шести метров и стояла на двух колесах на левом борту. Вначале водолазы, зацепив «полуторку», откопали колеса и борт от песка. Затем дайверы «поставили» машину на четыре колеса и подняли ее из воды. На подъем ушло около восьми часов.

– Работу начали в сумерках – в восемь вечера – как только установилась благоприятная погода. Штормы на Ладоге – обычное дело, – вспоминает Олег Чичикин. – В лагерь, который мы разбили недалеко от села Кобона – там, где проходила «Дорога жизни» – наша группа вернулась около пяти часов утра.

Участница экспедиции Надежда Богданова вспоминает, какой непростой выдалась поездка на Ладогу – прежде всего, из-за плохой погоды.

– После обнаружения «полуторки» мы еще долго не могли приступить к работе – не позволяли погодные условия. Непрекращающийся ливень, град со снегом – утром проснуться и увидеть, как плывут твои кроссовки – картина, которой на Ладоге никого не удивишь, – улыбаясь, рассказывает Надежда.

Машина оказалась в удивительно хорошем состоянии – целы аккумулятор, рама, двигатель, покрышки. Сохранились доски кузова. Дайверы также нашли кабину «полуторки» с разбитыми, вероятнее всего, от попавших снарядов, стеклами. В момент подъема кабина «рассыпалась» – пролежав в воде более 70 лет, кузов прогнил – поднимать груду металла не было смысла. Недостающие фрагменты автомобиля, в том числе, кабину «полуторки», изготовят в реставрационном цеху.

Как отметил начальник музея истории воздушно-десантных войск Степан Таненя, уникальный автомобиль отреставрируют до ходового состояния.

– Машина довоенного года выпуска – 1937. Это как раз объясняет то, почему кузов автомобиля был металлическим. Но уже во время войны кабины «полуторок» стали выпускать по упрощенной схеме – собирали из фанеры, – говорит Таненя. – Попробуем «оживить» аккумулятор, переберем и двигатель – трещины на поддоне и ржавчину заварим, сломанный рычаг выгнем из железа. Этим займется ремонтная рота десантного училища.

Председатель рязанского общества «Жители блокадного Ленинграда» Геннадий Соколов рассказывает, какой путь проделали «полуторки» по «Дороге жизни».

– За пять месяцев эти машины прошли от Кобоны до Ленинграда 48 миллионов километров – это 1000 рейсов вокруг экватора! Вывозили раненых, женщин и детей, доставляли продовольствие. Более 1500 автомобилей остались подо льдом…

Участники экспедиции и сотрудники музея надеются, что легендарная «полуторка», поднятая со дна Ладоги рязанскими дайверами, возглавит колонну на параде Победы в Рязани в следующем году. 

Галерея не выбрана или была удалена.