«Обыкновенный шофер» Александр Антоновский афганские дороги не забудет никогда

Четверть века прошло с тех пор, как закончилась и ушла в историю афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в два раза длиннее, чем Великая Отечественная война и продолжалась девять лет один месяц и двадцать один день.

Возвращаясь в прошлое тридцатипятилетней давности, мой собеседник Александр Антоновский, ветеран боевых действий в Афганистане, вспоминает:

– Мог ли я тогда думать, что буду выполнять свой интернационалистический долг в Афганистане? Даже и предположить не мог. О вводе советских войск в эту страну, где начался конфликт между вооруженными силами правительства ДРА с одной стороны и вооруженной оппозицией – моджахедами – с другой, узнал только тогда, когда нас привезли в город Термез, на границу с Афганистаном…

Александр Антоновский родился в селе Казачья Слобода в 1961 году. Учился в Казачинской средней школе. Окончил ее и решил остаться в родном селе, трудиться в колхозе имени ХХI партсъезда. В Шацком СПТУ выучился на тракториста-машиниста широкого профиля, а затем в Шацком ДОСААФ прошел программу подготовки водителя транспортных средств и получил еще одну специальность – водителя, о которой всегда мечтал.

Весной 1979 года Александра призвали в ряды Советской Армии. Азы военной науки шесть месяцев проходил в учебном подразделении войсковой части № 56717 в городе Бердичеве-2 на Украине. Надо сказать, что ему, привыкшему к крестьянскому труду парню, было не так уж и сложно постигать военную науку. Физически не был слабаком. Именно здесь он прошел программу подготовки командиров отделений. Изучал политическую и тактическую, строевую и физическую подготовки, устройство и техническое обслуживание колесных машин и другие премудрости военного дела. Навсегда запомнился ему день 2 июня 1979 года, когда он принимал военную присягу в торжественной обстановке. А 29 октября 1979 года Александру присвоили воинское звание сержант.

После учебки его направили в Раву-Русскую, красивый украинский город на границе с Венгрией. Три месяца службы здесь протекали спокойно и размеренно. И вот однажды, без лишних вопросов к командирам, им приказали “грузиться” в вагоны. Через несколько суток привезли в город Термез, на границу с Афганистаном…

– Ехали в восточном направлении. За окном была скучная картина, – вспоминает Александр. – Пески, пески, пески, иногда среди пустыни вдруг появлялись одинокие газовые вышки. Термез тоже не порадовал. Грязный узбекский городишко. Мы ходили удрученные и хмурые. Сухпайки, которые нам выдали в дорогу, у всех почти закончились. Хотелось есть. Радовало одно – вместе со мной служил земляк – чернослободец Иван Кондрашов. Вместе вспоминали свою малую родину, любимую шацкую землю. Вскоре подошли эшелоны с автомобилями и другой военной техникой. Сформировали роты, и нас стали переправлять на другой берег Амударьи, на территорию Афганистана. Мне очень не понравилась бурлящая мутноводная река – неприветливая, как и все вокруг. Километрах в 30 от границы стали дислоцироваться. Обосновались на голой местности в поле. Поставили палатки, стали обустраивать свой нехитрый солдатский быт…

Авторота, в которой служил Александр, должна была перевозить в Кундуз из Союза грузы – начиная от продуктов и заканчивая боеприпасами. Однажды их послали в Кабул за запчастями. Ехать пришлось по серпантину – горной дороге. Поднимались медленно на большую высоту.

– Страх высоты перебивала красота, открывшаяся вокруг, – продолжал Александр. –Взору предстали алые сопки с плывущими над ними кипенно-белыми облаками. Цвели маки! Такого больше не увидишь нигде! А на горных дорогах чем выше точка подъема, тем становилось все холоднее и холоднее. Вот так ехали мы и любовались пейзажами. Вдруг на нашем пути встретилась перевернутая афганская машина. Возле нее валялись коробки с рассыпавшимся крупным изюмом. Вокруг – никого. Набрали его во все карманы, наелись до отвала и захотели пить. Через несколько километров увидели горную речку с чистой, как хрусталь, водой. Стали наливать ее во фляжки – руки от холода заломило. Вот такой необычный климат в горах…

Но красота эта коварная, несущая из-за каждого угла, бугорка, кустика смерть. Душманы подстерегали на каждом шагу. И если чуть зазевался солдат – пуля не пролетала мимо. Автопоезда с грузами часто подвергались атаке со стороны моджахедов. И тогда…

– Я не думал, что меня убьют, – говорил мой собеседник, – но почему-то боялся, что ранят. Ведь автопоезд наш хоть и сопровождали бэтээры, все равно мы были открыты «духам». На пути следования автопоезда между Кундузом и Термезом располагался небольшой городок Баглан. Так вот именно тут мы не раз попадали под обстрел. Нас на дороге душманам видно хорошо, а мы их совсем не просматривали. Лишь тени от одного дома к другому мелькали. Здесь много наших пацанов полегли: Володя Хомич, ехал вместе с молодым лейтенантом, только что окончившим военное училище. Обоим автоматная очередь прошлась по груди. Машина Володи перевернулась, и они сгорели под ней. Молдаванина Васю Шугани ранило в ногу, он не справился с управлением большегрузного “Урала”, и машина перевернулась. Вторая душманская пуля остановила его сердце. Вместе с ним ехал солдат Иванов, имени его не помню, он успел выскочить из машины, побежал и… Служили в роте два друга-украинца Павел Томчук и Саша Корабчук. Хорошие были ребята, добрые. Однажды поехали в рейс за щебнем, которым мы территорию своего расположения засыпали. Ребята немного от колонны отстали. И возле того же проклятого Баглана их обстреляли из стоящей на обочине иномарки. Пашу ранили, повредили автомобиль, а Сашу душманы взяли в плен. На месте его похищения оставили одежду: гимнастерку, сапоги… После этого полк подняли по тревоге, но парня так и не нашли. Пашу через некоторое время убили. Пули попали в шею и сердце…

Перед началом нашего разговора Александр скромно сказал, что он не участвовал в ликвидации банд моджахедов, не ходил в рейды, он был просто «водилой», обыкновенным шофером.

«Обыкновенный шофер» Александр Николаевич Антоновский, рискуя жизнью, по смертельным дорогам Афганистана сделал несколько сотен рейсов, доставляя грузы. Он награжден нагрудными знаками “Гвардеец”, “Отличник Советской Армии”, медалью “Благодарность от афганского народа”, медалью Жукова, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР “За мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга”.

Боевое задание сержант Антоновкий выполнил с честью и достоинством, и вернулся на Родину. Сейчас он с семьей живет в селе Завидном. Не изменяя своей профессии шофера, трудится в Желанновском краеведческом музее, колесит по дорогам района и области. Но афганские серпантины не забудет никогда.