Первая ласточка: в рязанской школе впервые открыли класс для детей-аутистов

В новый класс, располагающийся рядом с кабинетом директора рязанской школы №60 Валерия Андреева, постоянно заглядывают дети. С удивлением ребята разглядывают игровую зону – ковер, мягкие валики, пуфы, тоннели, шары и игрушки. О том, что это все-таки класс, напоминают доска, парты и учительский стол. Но для кого все это?

1 сентября сюда пришли пять детей, страдающих аутизмом. Четыре мальчика посещают занятия очно, одна девочка – по заключению врачей – учится на дому. Все дети разного возраста – от 7 до 10 лет. Но они, как отмечают специалисты, достигли уровня школьного обучения. Поэтому вместо привычных трех первых классов в 60-й школе теперь учатся четыре — к ним добавился 1-Г.

– Здесь собраны детки с расстройством аутистического спектра в достаточно серьезной форме, по сути, со всего города. Два ребенка живут в Московском районе, еще два – из Дашково-Песочни и Горрощи, – поясняет директор Валерий Андреев.

Уроки здесь начинаются в 9:00, а расписание отличается от обычных классов – занятие длится 30-35 минут, а всего их – три-четыре. Ежедневно дети встречаются со специалистами. Учебная программа первого класса пролонгированная – на три года.

И учиться, и играть

– Когда создавали специальный класс, больше опирались на собственный опыт, – рассказывает Валерий Владимирович. – Каких-либо стандартов не существует, есть только рекомендации на основании болезни. У таких детей есть проблемы с повышенной раздражительностью внешними факторами – например, визуальными или звуковыми.

Поняли: ребенка во время учебы ничего не должно отвлекать. Так, в классе разместили парты с перегородками – чтобы не видеть соседей – и поставили их к стене. Для групповой работы закупили одноместные парты с закругленными углами.

– Это для безопасности детей. Они могут вскочить, прыгнуть, пораниться, – поясняет директор. – Бывали случаи, что ребенок входит в кабинет и тут же падает на пол.

Еще в таком классе есть сенсорная, релаксирующая зона – на полу – ковер, маты, игрушки, пуфы, мягкая мебель-трансформер. Все потому, что таким ученикам постоянно нужно делать перерывы: отвлекаться, играть, успокаиваться или отдыхать.

К слову, о современной технике здесь не забывают – в кабинете есть и проектор, интерактивная доска, компьютер с выходом в интернет.

– В первую неделю учебы мы решили, что есть смысл попробовать подключить звуковое оборудование. Что касается игровой зоны, то мы точно от нее не откажемся. Детям она нужна, – отмечает Валерий Андреев.

Искать подход к каждому

Первую неделю в школе посвятили индивидуальным занятиям. Пытались работать и в группе – пока это у первоклашек получается хуже.

– До прихода в школу дети занимались со специалистами в различных центрах, – рассказывает заместитель директора Наталья Федосеева. – Поэтому индивидуальная работа для них понятна, они активнее включаются в нее. А вот взаимодействие в группе для ребят представляет трудность. Они отвлекаются, копируют поведение друг друга.

Поэтому, по словам директора школы, групповую работу начнут с занятий в малых формах – по два человека, постепенно «приучая» детей к друг другу.

– Мы будем к каждому искать подход, чтобы продвигался наш процесс обучения, – замечает замдиректора.

Рука об руку с учителем

Понимать общество и адаптироваться в окружающем мире детям с ограниченными возможностями здоровья помогают шесть педагогов: учитель – он же классный руководитель, психолог, дефектолог-логопед и три тьютера.

– Тьютер – это помощник учителя, посредник между ребенком и педагогом. Он работает в паре с учеником: если нужно водить руку – помогает писать, необходимо рассмотреть картинку – всячески пытается привлечь внимание ребенка к иллюстрации, кубику, другому материалу, – поясняет заместитель директора Наталья Федосеева.

Сама Наталья Владимировна постоянно присутствует на уроках и наблюдает за работой как детей, так и педагогов.

– Все специалисты квалифицированные. В конце рабочего дня мы проводим летучки, педагоги ведут школьные журналы на каждого ученика, – отмечает замдиректора.

Однако, как рассказывает Валерий Владимирович, отыскать нужных специалистов оказалось непросто.

–  В наших школах, в частности, у нас, в штате нет дефектологов. Есть логопед, психолог – но эти специалисты загружены. Мы находили новых людей. С необходимыми профилем и опытом.

Некоторые из педагогов уже лично знакомы с детьми – после работы в центрах. К слову, руководство школы активно готовилось к приему особенных учеников.

– Мы связывались со специалистами центров, получали рекомендации, интересовались, каких деток нам ждать, – добавляет замдиректора.

Для каждого – своя программа

Первый раз с таким первым классом учатся все. И хотя существует стандарт, разработанный министерством образования России, и различные методические рекомендации, учителя школы №60 последовательно создают для каждого ребенка специальные индивидуальные программы развития.

– Наши предметы, конечно же, отличаются от обычных уроков. Это речь и альтернативная коммуникация – только один из четырех детей умеет строить полные предложения, – математические представления, окружающий и природный мир, человек, адаптивная физкультура и другие, – говорит директор.

Есть и коррекционные занятия – эмоциональное развитие, сенсорное и двигательное развитие – несколько деток не владеют руками, не говоря уже о навыке письма.

Кто, если не мы?

На вопрос почему «первой ласточкой» была выбрана школа №60, директор Валерий Андреев отвечает:

– Думаю, что создание такого класса в нашей школе – определенное доверие к коллективу. Мы имеет большой опыт работы с детьми, требующих компенсирующего обучения, – говорит Андреев.

По словам директора, коррекционная педагогика рязанской школе не чужда: сейчас в учебном заведении созданы четыре таких класса, в них учатся дети с проблемами речевого и психического развития.

– Это дети, которым нужно повышенное внимание, индивидуальный подход. Мы знаем, как взаимодействовать с такими учениками, имеем положительные результаты.

Но эти дети, конечно же, другие. Во всех смыслах. Педагоги школы №60 понимают: будет сложно. Однако, добавляют: первая неделя показала – обучение возможно.

– Главная наша цель – социализировать детей, помочь влиться в наше общество, научить находить свое «я» в окружающем мире, понимать и вести диалог с окружающими, – резюмирует Валерий Андреев.

Галерея не выбрана или была удалена.