Пилюли для красивой груди, средства для мужской силы и «могучие исцелители»: в Захаровском музее хранится газетная реклама 1912 года

В запасниках Захаровского краеведческого музея хранится немало различного рода материалов.

Недавно директор музея Роман Агарков познакомил сотрудников районной газеты с одним из таких экспонатов. А именно с двумя страничками иллюстрированного журнала и газеты «Родина» из № 41 за 1912 год. По воле случая они заполнены исключительно объявлениями и рекламными материалами.

— С большим удивлением увидел, что рекламодатели и более 100 лет назад использовали очень знакомые современным гражданам подходы в продвижении тех или иных товаров, — говорит Роман Александрович.

Да и проблемы у людей вековой давности, похоже, не отличаются от нынешних. Женщины мечтали выглядеть красиво, а мужчины хотели быть сильными. Для последних предлагался «Стимулолъ» д-ра Глэза. Естественно, с указанием «по последнему научному методу». Утверждалось, что применяя это «клинически проверенное средство», устраняется половая слабость во всех видах. Ничего вам не напоминает?

С помощью пилюль «Марборъ» женщинам предлагалось решить свои проблемы. Употребляешь их два месяца и таким образом получаешь красивую, «гармонично развитую грудь» на долгое время. Заметьте, никакого силикона!

Как известно, современные технологии дают возможность работать прямо на дому. Сидишь за компьютером, попиваешь чаек, а зарплата капает на счет. Однако же подход совсем не новый. К примеру, «Родина» извещает всех, что товарищество вязальных изделий из Варшавы предлагает удобную домашнюю работу, а «расстояние не мешает». Утверждалось, что 90 рублей в месяц можно заработать. Из соседствующей рекламы можно узнать, что массивные серебряные часы 64-й пробы стоили тогда немногим более 10 рублей. Так что неплохие деньги предлагались тем, у которых на уме крутилось стремление легко разбогатеть.

Архив деда Ивана

Раритетную «Родину» в свое время сдал на хранение в музей его недавний директор Анатолий Мирионков.

— Мое детство пришлось на военную пору, отец ушел на фронт, а мы жили в Ермиши у дедушки Ивана, — вспоминает Анатолий Александрович. – Читать научился рано, как-то в руки мне попались подшивки «Родины», которые хранились у дедушки. Перечитал я их, как говорится, от корки до корки.

Школьный учитель Иван Ефимович Мирионков, скорее всего и не предполагал, что его внук так заинтересуется дореволюционной печатной продукцией.

— В этих журналах-газетах печаталось много интересных тогда для меня рассказов, стихотворений, — продолжает Анатолий Мирионков. — Привлекали внимание фотоиллюстрации, автором многих из них был Оцуп. Потом я узнал, это легенда российского, а затем и советского фотоискусства.

В начале шестидесятых годов Мирионковы переехали в Захарово. До этого жили в разных районах области, а дедов дом в конце концов наследники продали. Перед самым отъездом в Захарово, родители Анатолия на некоторое время обосновались у Ивана Ефимовича.

— Уже в Захарове мы разбирали привезенный комод, на дне одного из ящиков обнаружили эти самые две странички, — говорит Анатолий Мирионков. – На меня нахлынули воспоминания из детства, не поднялась рука выкинуть находку, которая многим тогда казалась совсем ненужной.

Как и сейчас

— Совсем люди обнаглели, просто бессовестными стали, живут на обмане других, — такое утверждение мы нередко слышали от окружающих. Да и сами в ход его пускаем, когда сталкиваемся с некачественными услугами, товарами. Однако, исходя из рекламы на страницах «Родины», жулье не менее вечно, чем сама торговля. Взять то же средство для обессиленных мужчин. Производители прямо предупреждают, что «в виду появившейся подделки требуйте «Стимулолъ» с фабричной маркой (три портрета) и в алюминиевой упаковке». В рекламе мыла «Нестор» воспроизведено ручательство «за отсутствие вредных примесей» в этом товаре. Стало быть, пускалось в оборот кем-то мыло с этими самыми вредными составляющими.

Слово «фальсификат» уже тогда было в ходу, о чем предупреждалось в рекламе «Пургена». Подделывали и свечи «Анузоль» от геммороя. Как и ныне, широко рекламировали себя «Могучие исцелители», обладающие таинственной силой против всех болезней. Широко внедрялись в сознание обывателей разного рода технические новинки, типа прачки-американки «Колумб». С помощью этого ручного аппарата, которое «стирает всякое белье воздухом» быт мог стать очень комфортным.