Писатель Борис Можаев о событиях в Украине в середине 90-х: «Не земля – разделились души людей… Вдруг стали чужды друг другу…»

1 июня исполняется 91 год со дня рождения уроженца Пителинского района, писателя и публициста Бориса Андреевича Можаева (1923–1996).

Редакция газеты «Сельская жизнь» предлагает ещё раз вспомнить, о чём он писал в своих художественных произведениях и документальных очерках, за что ратовал и переживал всем сердцем.

– Борис Андреевич, расскажите, пожалуйста, про свой род и фамилию  Можаевых?

– Все Можаевы из Пителина, т.е. моего родного  села, – родственники. Пращур мой Максим Коротков был участником первой Отечественной войны; после  Бородинского сражения остался в отряде Воейкова, прикрывавшим под Можайском отходившую армию Кутузова от наседавших французов. Отличившимся в этом бою (их было человек 20, по рассказам предков моих) дарована была фамилия Можаевых. В наш Елатомский уезд (по тогдашнему делению) с войны вернулись двое Можаевых. Одна фамилия зачахла. А наша, от Максима Короткова, размножилась…

– А где вы начали свою  трудовую деятельность?

– В Гридине в далекую довоенную пору я начинал свою трудовую самостоятельную жизнь учителем семилетки. Это было огромное село на три колхоза, с больницей, семилетней школой, клубом, избой-читальней, почтой. Три поместья когда-то стояли в нём, одно из них князей  Волконских, с огромным садом, с липовыми и сосновыми аллеями, с трёмя прудами, с трёмя островами на прудах: жасминовый остров, сиреневые острова – белый да синий… Помню, у старой экономки,  жившей напротив барского сада, хранились фотографии: двухэтажный дом с колоннами, кирпичные конюшни, серые в яблоках рысаки. И сам князь в резном кресле, при орденах, и борода, как покрывало, на груди… Да, все проходит. Ушло с ветром… Ни дома с колоннами, ни прудов, ни сирени.

И от села осталось не более четырех десятков домов. В одном из этих пятистенных домов, у Фрола Андриановича  Муханова, я и проживал. Мне в ту пору стукнуло всего семнадцать лет.

«Это было сильное племя»

– Стояла безмятежная осень 1940 года. И никто не предполагал, что всего через несколько месяцев немецко-фашистские полчища ринутся на нашу страну…

– Отсюда, из этой школы, из этого села уходил я на войну осенью сорок первого года. Много нас ушло тогда отсюда: Коля Комаров, Иван Ханаков, Ваня Чуев, Шура Гуреев, Шура Егжов, Александр Александрович Жданов, Борис Хитров…

В один и тот же день по всеобщей мобилизации сгрудилось на этой самой Муромской дороге великое множество народу, шли на Нестерово, Любовниково, Сасово, к железной дороге. Да. Мужики шли, спокойно покуривая, занятые своими разговорами. Молодёжь, ребята куражились; шли кучно вокруг повозок, кто-то сидел на телеге, растягивая во всю грудь гармошку, наяривая страданье. Это было сильное племя.

– Борис Андреевич, как Вы находите сюжеты для ваших книг?

– Истинному литератору идеи искать не надо — он ими дышит, как воздухом, переживает их вместе с обществом. И как часто замечаем мы, что эти истинные, а не вымученные вопросы и проблемы одновременно вдохновляют писателей различного склада и возраста на создание подлинно художественных произведений.

О подлинных и мнимых конфликтах

– А как, по Вашему мнению, выражается гражданская активность писателя?

– Гражданская активность писателя должна, прежде всего, проявляться в его творчестве, в его страстном активном охвате острейших проблем времени, в отражении тех самых идей, носящихся в воздухе, которые так верно могли ухватывать наши классики, так глубоко и остро претворять их в художественных образах.

– Получается так, что пишут сегодня многие, а писателей мало.

– В народе говорят: встречают по одежке, а судят по уму. У нас в литературе порой и встречают по одежке, и судят по уму. И все валят в кучу малу – и произведения серьёзной литературы, и беллетристику. И все оттого, что не различаем, а чаще всего не хотим различить конфликты подлинные от конфликтов мнимых,  достоверное описание действительности от витиеватого и легковесного  сочинительства.

– Когда-то Советский Союз считался самой читающей страной в мире…

– В пору моей юности не было такой семьи (может за малым исключением), где не интересовались бы литературой; у любой девчонки-школьницы был альбом, куда выписывались стихи Пушкина, Лермонтова. А Есенин был буквально притчей во языцех.

Помню, как собирались по вечерам и читали вслух. Очень любили читать. Не скажу, чтобы теперь упал спрос на книгу. Но все-таки того поголовного увлечения чтением не наблюдается.

– Борис Андреевич,  в своих произведениях вы поднимаете проблемы села, знаете жизнь крестьянина изнутри, а по образованию вы инженер водного тран­спорта…

– Я ведь не ездил из города на деревню к дедушке в гости, я вырос на  заливных лугах и не одно окосье мозолями отшлифовал на колхозных покосах, прежде чем взяться за иные науки. Так что знаем и как на сенокос ездят, и как сено косят.

«Земля дает силу и стойкость»

– Борис Андреевич, хочется знать ваше мнение о событиях в Украине.

– Когда произошёл развал Советского Союза, и Украина, и Россия приняли декларации о суверенитете, разделили землю границами… Не земля – разделились души людей, судьбы людей, народов, которые столетиями считали себя не разными народами, а славянским братством. И вдруг стали чужды друг другу неизвестно, по какому признаку, по какой причине.

– Борис Андреевич, что значат для вас слова земля родная?

– Одной из самых удивительных и стойких особенностей русского уклада жизни до недавнего времени является обряд исповеди земле, живший обочь церковных канонов чуть ли не тысячу лет – «Молю тебя, Мать Земля Сырая, кормилица, молю тебя, убогий, несмышленый, грешный – прости, что топтал тебя ногами, бросал тебя руками. Глядел на тебя глазами, плевал на тебя устами… Прости, родимая, меня грешного…».

Дело тут не в наивном суеверии, а в чувстве ответственности перед землей. Земля дает силу и стойкость. Недаром богатыри наши, припадая к земле, набирались силы.

Земля родная всегда была священной. Землей клялись, ее целовали и даже съедали комочек в знак особой верности. Русские солдаты перед боем надевали на себя свежее белье, чтобы лечь в землю чистыми. Русские переселенцы в платочек завязывали горсть родной земли и закладывали ее в фундаменты новых домов.

 «Интервью» у писателя взяла библиограф Пителинской ЦРБ имени Б.А. Можаева Тамара Петрунина. Для ответов использованы цитаты из произведений Можаева (сборники «Земля ждёт хозяина», «Надо ли вспоминать старое?»).

Галерея не выбрана или была удалена.