В Рязани обсудили, как эффективнее противостоять «мобильным» мошенникам

27 марта в Рязани в Главном управлении Центробанка по Рязанской области прошло совещание, посвященное противодействию мошенникам, похищающим средства с банковских карт. Преступление это пришло в нашу жизнь не так давно, однако с каждым годом способы обмана доверчивых владельцев пластиковых карт становятся все изощреннее, а суммы похищенных средств растут. Только в 2018 году доля несанкционированных переводов с использованием платежных карт составила 1,8 копейки на тысячу рублей переводов.

Представители Банка России, УМВД, министерств, УФАС, УФСБ, руководители и работники банков собрались на совещание, чтобы обсудить и согласовать методы противодействия мошенникам.

Сергей Кузнецов, управляющий Отделением по Рязанской области Главного управления Центрального банка РФ по Центральному федеральному округу сообщил, что только за прошедший год на территории Рязанской области было зафиксировано 455 несанкционированных операций по банковским картам на общую сумму 830 тысяч рублей. Это только те случаи, о которых сообщили граждане. К сожалению, по статистике о краже средств со своей карты сообщает только один из двадцати потерпевших физических лиц.

– В подавляющем числе случаев причина списания банк средств – неправильное поведение владельца карты, а не какой-то  вредоносный код. Это явление носит название «социальная инженерия». Ее смысл запугать, заинтриговать, запутать – одним словом, сыграть на эмоциях и незнании ситуации жертвы. Как правило, следует требование мгновенно принять решение, сообщить персональные данные или перевести деньги. Есть и еще один важный признак мошенника – он требует деньги за еще не оказанную услугу.

Серегей Кузнецов перечисли самые распространенные способы обмана.

Например, с неизвестного номера приходит смс, которое сообщает о пополнении баланса. Затем вам звонит незнакомец и говорит, что случайно перевел деньги на ваш номер, просит вернуть сумму. Многие, не сомневаясь и не проверяя свой баланс, просто перечисляют деньги мошеннику.

Бывает, что смс-ка «приходит» из официальной организации, якобы из налоговой или магазина. Легенда может быть какой угодно: карта заблокирована, вам положена компенсация, вы что-то выиграли – только надо перейти по ссылке. Если это сделать, злоумышленник получает доступ в ваш электронный кошелек.

Популярна схема, когда мошенник представляется сотрудником банка, и сообщает, что вам одобрен кредит, но чтобы его получить, необходимо перевести сумму в качестве страхового депозита. Некоторые делают 2–3 платежа,  прежде чем понимают, что никакого кредита не будет.

Недавно появился новый вид мошенничества с использованием виртуальных МТС, и это очень обеспокоило представителей банковского сообщества. Мошенники меняют номер на действующий номер кредитной организации, после этого следует звонок клиенту якобы с официального номера. У жертвы под разными предлогами узнают информацию о платежной карте – номер, срок действия, трехзначный код, пин-код.

– Никаких паролей, никаких сведений о своей карте никому сообщать нельзя, что бы вам ни говорили! «Сейчас у вас списали… была атака на вашу банковскую карту…» – не поддавайтесь! Прервите звонок и сами перезвоните в банк. Причем звонить нужно не на высветившийся номер – в этом случае вы можете опять соединиться с преступниками. Перенаберите телефон горячей линии, указанный на вашей банковской карте.

Получая банковское обслуживание с помощью смартфона, обязательно установите антивирусное обеспечение, пароль – отдельно на смартфон и отдельно не банковское приложение. Не оставляйте телефоны без присмотра и не передавайте их другим людям.

Аккуратнее стоит вести себя и в соцсетях – не стоит выкладывать о себе лишнюю информацию.  Например, кодовым словом, которое требует банк для смены пароля, зачастую бывает девичья фамилия матери либо кличка животного. Все эти сведения можно найти в соцсетях. Также повнимательнее стоит относиться к чекам, которые вы выбрасываете в магазине – из него мошенники также могут извлечь информацию о вас – ваше имя, некоторые цифры с банковской карты.

Если денежные с вашей карты были списаны, обращаетесь в банк как можно скорее, не позднее следующего дня. Но помните, если списание произошло по вашей невнимательности – вы сами  рассказали свой пин-код, передал телефон, то банк вам деньги не возвратит.

Правоохранительные органы в регионе каждый день фиксируют от 3 до 8 сообщений о мобильных мошенничествах, об этом рассказал Иван Бахилов, заместитель начальника УМВД по Рязанской области. В прошлом году количество мобильных мошенничеств увеличилось на 314 процентов, в этом году – еще на 260 процентов. Но и работа правоохранительных органов совершенствуется: по итогам прошлого года процентов раскрываемости таких преступлений увеличился 1000 процентов. И все же главным условием противодействия «мобильным» мошенникам – финансовая грамотность и внимательность рядовых пользователей банковских карт.

Поделиться: