В этом году рязанский фотограф Владимир Кованов празднует два важных юбилея – профессиональный – 20 лет в «фоторядах» и творческий – 35 лет деятельности. В среду, 30 марта, открылась его персональная выставка «Уездный город. Мимолетные впечатления». А недавно Владимир Кованов предоставил нашей редакции другие снимки – выставки «Я остаюсь».
Прошлый 2015, а в особенности 2014 год, подготовили для Кованова серьезные жизненные испытания – вынужденные летние «каникулы» в Рязанском онкологическом диспансере и последующая полугодовая изнурительная химиотерапия.
– Идя в больницу, думал много снимать, но оказалось, что после операции делать это сложновато. Чуть-чуть поснимал, – рассказывает фотограф.
Собранный материал позже составил выставку «Я остаюсь». Автор презентовал ее чуть меньше года назад в галерее «Артрум».
– Когда начал снимать, про выставку вообще не думал, – рассказывает Кованов.
Появившееся тогда желание фотографировать он называет потребностью. Потребностью запечатлеть эмоции, «поймать» чувства людей, больных онкологией. На фотографиях Владимира Кованова люди разные, с разной историей – кто-то беспокоится за свое состояние, кто-то воспринимает болезнь через улыбку и шутку. Но все они объединены чувством оптимизма и надежды – бороться, несмотря ни на что, приложить все силы к тому, чтобы преодолеть тяжелую болезнь и начать жить по-новому.
На афише выставки также написано: «По-другому увидел работу Врачей и Медсестер. Преклоняюсь перед ними». На открытии экспозиции Кованов сказал, что «Я остаюсь» – это еще и акт благодарности людям, которые работают в рязанском онкодиспансере.
– Там люди работают для того, чтобы человека вытащить, а не подлечить, как во многих заведениях. Те же медсестры работают на трех-четырех ставках, а врачи, как, к примеру, мой хирург Игорь Леонидович Викторов, буквально живут в больнице и выходных у них не бывает. И те, и другие делают все, что в их силах, – рассказывает фотограф.
Больничный коридор, палаты пациентов, операционная, перевязочная, столовая – фотокамера Владимира Кованова побывала во многих кабинетах онкодиспансера. На снимках ничего не скрыто – фотограф не сглаживает «углы», пряча болезнь от глаз зрителей. Наоборот, Кованов заставляет посмотреть глубже, говоря снимками: «Да, это страшно. Это больно и порой невыносимо. Но они не опускают рук. Они борются. И мы все должны учиться у них. Не унывать и быть сильными».
Мы предлагаем вам, уважаемые читатели, посетить виртуальную выставку Владимира Кованова «Я остаюсь». За каждым снимком – история. И эти истории вам расскажет сам автор.
– Перед операцией. Доктора проводят свой обычный «ритуал» – моют руки.
– Сосед по палате. Я познакомился с ним, когда пришел в больницу на очередную химию. Он тогда ждал операции, совершенно «никакой» – переживал, беспокоился: а вдруг, что-то пойдет не так? Разговорились, сумел поднять ему настроение. Сказал, что надо верить. На снимке он после операции. Слева – его дочь.
.jpg)
– Тоже сосед по палате. Его только прооперировали.
– Ему тоже поднимали боевой настрой?
– Нет, это весьма оптимистичный человек. Да и вся наша палата – первый состав – оказалась достаточно неунывающей.
– Медсестры перед операцией. На них все и держится.
.jpg)
– Перед операцией. На столе, как видите, уже лежит пациент.
.jpg)
– Вот снова он, Славка. На третьей фотографии его штопали, а тут делают перевязку. Медсестру на снимке зовут Татьяна Васильевна. Настоящий профессионал своего дела. Все перевязки мой хирург делает только с ней, ее работа – высший пилотаж.
.jpg)
– Моя палата. Сосед слева лежал с раком кожи.
.jpg)
– Пациент во время химии. Состояние человека при химиотерапии – и физическое, и психологическое – мягко говоря, тяжелое. Его не интересует ровным счетом ничего. Лишь бы встать на ноги.
.jpg)
– Этот дядька уникальный. Ему около 70-ти, живет под Рязанью. Имеет семерых детей. И он без обеих ног. Каждый раз жизнь преподносила ему «сюрпризы»: первая жена умерла, оставив мужику троих детей. Встретил другую женщину, тоже с тремя детьми. Родили еще ребенка, жили большой дружной семьей. Но через несколько лет снова случилась беда – работая на тракторе в сильный мороз, мужчина отморозил обе ноги. Пришлось ампутировать. Правильно говорят – беда не приходит одна: к несчастью, скончалась и вторая супруга, и мужчина остался один-одинешенек без обеих ног и со всем этим выводком. Но никого не бросил, всех вырастил. Запомнилась одна его фраза: «Что у меня за жизнь-то такая! Только начинает все налаживаться, а тут опять…» А тут опять рак. Да, тяжелая ситуация, и он сам это прекрасно понимает. Но нет уныния, нет грусти и тоски! Вот на кого надо равняться в плане стойкости характера.
.jpg)
– Еще один сосед по палате – ему около 80-ти лет. У него обнаружили рак кишечника, делали три операции. Ни разу не слышал от него никаких жалоб на боли.
.jpg)
– У этого пациента нашли рак кожи. Болячек у него, оказывается, целый «букет», а рак – дополнение к общей «коллекции». Все страшные диагнозы переносит именно так, как на фото: с позитивным настроем и оптимизмом.
– Больничный коридор. На дальнем плане – мой доктор.
.jpg)
– Снова мой «однополчанин» Славка. Кстати, диагноз у него не подтвердился, никакой онкологии не нашли.
– Это как сейчас говорят «селфи». Но я бы назвал автопортретом.
.jpg)
– Жена. Сидела, пока мне делали капельницу.
– На афише указано ее имя. Она помогала в организации выставки?
– И не только в ней. Когда я ходил по больнице после реанимации с фотоаппаратом в руках, опирался на ее плечо (смеется).
– Славу везут из реанимации. С ним его жена.
– Обычная ежедневная процедура: утречком те, кому дали назначение, выстраиваются перед кабинетом. И сдают кровь из пальчика.
.jpg)
– Снова мой немногословный сосед. Всю жизнь проработал лесником в одном из районов Рязанской области.
.jpg)
– Еще один сосед. Давал нам советы, как правильно жить. Мы, конечно, часто эти разговоры пропускали мимо ушей. Но кое-чему все же у него научились – неиссякаемому оптимизму.
– Больничная столовая.