Как выглядело село Пертово Чучковского района в начале XX века – уникальные фотографии

Корреспонденту Чучковской газеты «Новая искра» Галине Глазыриной удалось отыскать в архивах фотографии, среди которых есть изображения села Пертово в начале XX века. Эти фотографии сделаны Дмитрием Стахеевым, близким родственником пертовских помещиков Кареевых. Именно в его личном архиве Галина и нашла невиданные ранее фотографии.

— Точная дата, когда  помещик Леонид Кареев с женой Екатериной Стахеевой поселился в Пертове, неизвестна до сих пор. Предположительно, это произошло на границе XIX и XX веков.

Судя по архивным данным, к 1911 в Пертове (тогда – Шацкого уезда) было 387 дворов, в них  проживало 1285 мужчин и 1350 женщин. Жители занимались земледелием и работали на местном винокуренном заводе. Душевой надел местных крестьян составлял три десятины. К тому же в селе жили  раскольники и беспоповцы федосеевского толка (старообрядцы). Они посещали молитвенный дом в соседней деревне Свищевка.

Сельское правление  было волостным. В волости находились Смоленская церковь, церковно-приходское попечительство, одноклассная смешанная церковно-приходская школа и церковная библиотека в 124 тома (45 наименований).

У самих Кареевых было большое имение  и два небольших хутора,  винокуренный завод и паровая мельница.

Крестьяне села Пертово славились в округе своей зажиточностью, поэтому известие об Октябрьской революции в 1917 году восприняли неоднозначно. После революции Пертовский винокуренный завод, помещичьи и церковные земли были национализированы.

– Усадьбу Кареевых разграбили, культурные ценности вывезли. А большую часть библиотеки перенесли в Чучково, – рассказывает корреспондент.

«Политика властей, сопровождавшаяся введением продразверстки и фактической передачей власти на селе комитетам бедноты, привела в 1920 году к крестьянскому восстанию в Пертове, охватившему также ряд соседних деревень», — говорится в исторических документах.

Кстати, Храм Смоленской иконы Божьей Матери начали реставрировать в начале 90-х годов по фотографиям 30-х годов, более раннего изображения храма не было до недавних дней.