Алена и Алексей Салины из Михайловского района разводят на подворье нубийских коз
Кажется, совсем недавно во многих дворах держали живность: птицу, поросят, коз, овец и даже коров. В современном мире животные на личном подворье – диковинка. Только по-настоящему хозяйственные, трудолюбивые и ответственные люди держат кур, уток, поросят и телят.
В семье Салиных, например, точно знают, что живность на подворье требует много сил и внимания. Алена и Алексей еще молоды – супругам чуть за тридцать, но опыт в уходе за животными они имеют уже немаленький. В небольшом дворе нашлось место для сараев и загонов, где в разное время держали и кур, и гусей, и кроликов, и коз. Как раз козы и стали постоянными любимицами. Именно любимицами, а не только производителями молока…
Первый опыт
Алексей рассказывает, что первую козу завели, когда старшая дочь Маша была совсем маленькой. Ей требовалось козье молоко. На семейном совете решили, что проще завести животное, чем покупать молоко у других.
– У Алены дедушка много лет работал ветеринаром, у него было много живности, в числе прочих – козы. Он-то и подарил нам первую козу. Сарай у нас был, и мы радовались, что обзавелись живностью. Кормили, жена ее доила. А потом, когда мы ждали вторую дочку, Алене стало тяжеловато доить козу. Я предложил свою помощь. Конечно, с первого раза не получилось добыть молоко… Раз, второй, третий… Погуляю, успокоюсь, доить-то нужно. Постепенно научился, но стеснялся этого, – вспоминает Алексей.
Вскоре родилась и младшая дочка Надюша. Алене стало совсем не до ухода за козой. Алексей не решился тогда полностью сохранить за собой хлопоты за рогатой живностью, по осени козу вернули дедушке в Иваньково.
Осознанный выбор
Глава семьи с улыбкой рассказывает о том, что только одну зиму выдержали они без козы, чего-то стало не хватать. Алексей сам предложил вновь завести животное и взять на себя всю работу по уходу. «По весне я начал просматривать объявления, чтобы купить рогатую живность», – улыбается Алексей. «А когда у нас была первая коза, Леша говорил, не понимаю, зачем она нужна», – добавляет Алена.
Когда однажды Алексей просматривал объявления, ему случайно попалось фото и описание нубийской породы коз. Очень красивые, с мягким характером, дающие высококачественное молоко. Но стоимость чистопородной козы была очень высока. Трата таких денег на животное казалась кощунством. Так что выбор пал на обычную козу с подходящими характеристиками, ее-то и приобрели. Потом купили еще маленькую козочку, которую вырастили сами. Помимо двух коз во дворе были куры, утки, кролики, кошки и собаки.
На родине бабушки
– Загорелся я мыслью завести у себя на подворье коз нубийской породы. Наши козы доились, росли, я за ними ухаживал, жена помогала, старшая дочка частенько со мной к ним ходила… Наступил 2017 год, я заболел, – как будто сказку рассказывает Алексей, – с высокой температурой провалялся все праздники. Пока лежал, просматривал объявления и нашел козленка, которого захотел купить. Переживал из-за того, что не могу поехать за ним. Шестого января меня «отпустило», температура спала. Я с утра собрался, жена спросила, куда я еду. Услышав, что в Липецкую область за козленком, не сразу поверила, что так далеко.
Стимулом для покупки, делится Алексей, стало и то, что забирать козленка предстояло из района, где когда-то жила бабушка Леши по материнской линии. Она рассказывала ему о своем детстве, прошедшем в Липецкой области. Семья была работящая, имела огород, лошадь, корову, коз, обрабатывали пашню, косили сено. Благодаря постоянному труду жили хорошо. Но при советской власти семью раскулачили. Четверых детей и родителей просто выкинули из дома, даже никакой одежды взять не дали. Хорошо, что объединились с такими же раскулаченными семьями, и на телеге, которую тащила лошадь, доставшаяся каким-то чудом, поехали в сторону Москвы. Бабушка Алексея (тогда ребенок) со своей семьей осталась в Каморино.
– Мужчины выкопали землянку, чтобы укрыться от холода и дождя. Из-за голода пятилетняя малышка (бабушка) и ее маленький брат пошли побираться. Есть-то нужно. По дворам ходили, кто хлебушка даст, кто яичко. Так и выживали. Потом родители жилье обустроили, в колхозе стали работать. Построили дом, обосновались в Каморино. Завели домашнее хозяйство. Я своих детей представил в такой ситуации, и стало тяжело и страшно. Вот такая судьба. Люди-то – труженики, а все им досталось потом и кровью. И символично, что козленка я купил недалеко от того района, где жила семья моих предков. Заехал в село Новоникольское, нашел церковь, где крестили мою бабушку. Она рассказывала, что потом в их доме сделали школу. Местные жители указали, где была старая школа. Так что и дом нашел. Сделал фотографии, потом своим показал. Душа болела и радовалась, – делится воспоминаниями Алексей.
Первые «нубийцы»
Двести с лишним километров в один день, на одном дыхании, проехал Алексей, окрыленный воспоминаниями и радостью от удачного приобретения. Козленок, которого он привез, был на семьдесят пять процентов нубийским, то есть Алексей приблизился к своей мечте. У домочадцев козленок стал всеобщим любимцем – красивый, длинноухий. Но по-прежнему Алексей просматривал объявления о продаже коз, подыскивал подходящих по цене, по красоте. Нашел-таки в Скопине еще одного любимца: продавали нубийскую козу. Там Алексей впервые увидел ферму, где хозяйка содержала около четырех десятков коз.
– У женщины было трое детей, а в хозяйстве, кроме коз, еще и пони. Это меня поразило. Спрашиваю: «Как же вы с ними управляетесь?» Отвечает: «С Божьей помощью!» Я с ней пообщался, узнал, как правильно содержать коз. Она рассказала, какие необходимо брать документы об их родословной, медицинские справки. В итоге от нее я уехал не с одной козой, а с двумя. В дорогу хозяйка надела на них подгузники, все документы дала. Но я все равно волновался, а как отнесутся сотрудники ГИБДД к моим «пассажирам», придумывал, что буду объяснять, если они остановят. Но доехал до дома спокойно. Встретили меня жена Алена, дочки Маша и Надюша. И жена долго смеялась над одной козой: нос горбатый, уши длинные, глаза навыкате, но по всем своим характеристикам она подходила к чистокровной нубийской породе. Именно эта коза сейчас наша кормилица. Она принесла двух козлят, молока давала достаточно. Сейчас опять готовится к окоту. Сегодня у нас в хозяйстве четыре взрослых козы и козлята. Максимально было – десять голов. Но места мало, нужно строить сараи, загоны, – вдохновенно говорит Алексей.
О козах с вдохновением
Вообще, характеризуя увлечение семьи Салиных, а это все-таки семейное увлечение, хочется постоянно употреблять слово «вдохновенно». Говорить о козах, особенно о своих любимицах – нубийских – Салины, кажется, могут вечно. Пополам делят в этом доме все радости и тяготы, ведь и Алексей, и Алена работают и воспитывают дочек. Девчонки и в школу, и в садик, и на разные секции успевают, уроки с ними учат и мама, и папа. Кажется, времени и сил на коз совсем не остается. На самом деле – наоборот. Здесь привыкли отдыхать, общаясь с животными, даря им человеческую ласку и заботу.
Алексей улыбается:
– На работе, бывает, устанешь. Придешь к ним, посидишь, посмотришь, как они ласкаются, и успокаиваешься. Дочки кормят, поят коз. Особенно Маше это нравится. Если кто-то хочется заняться разведением коз, то я готов поделиться опытом.
Галерея не выбрана или была удалена.