Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Борис Иогансон: «Музей в Константинове не первый год оказывается разменной монетой в политической борьбе»

Скандал вокруг «застройки» заповедных земель в Константинове не утихает, вернее: утихнуть ему не дают. После очередной публикации директор Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, кандидат искусствоведения, почетный работник культуры и искусства Рязанской области Борис Иогансон решил ответить на критику. А мы с удовольствием предоставили ему площадку для высказывания.

В очередной раз с сожалением констатирую, что в информационное есенинское поле приходится выходить с рассказом не о прекрасной выставке, фестивале или конференции, которые проходят в Константинове практически каждую неделю, а успокаивая «доблестных правдорубов», отвечая на распространяемую ими агрессию. Как всегда анонимный автор, с которым приходится полемизировать, в публикации местной «Новой газеты» прибегает к давно испытанному приему – полуправде, сознательно подавая информацию так, что читателю невозможно понять – почему на родине Есенина действительно  
буквально из руин восстанавливают деревенские дома, как долго готовится концепция музеефикации того или иного объекта, с какой тщательностью отрабатывается и согласуется в многочисленных инстанциях, от районных до охраны памятников, каждый проект.

Недавний разворот под громким заголовком «Ресторация вместо реставрации» вызвал у сотрудников Государственного музея-заповедника С.А. Есенина горестное недоумение. Якобы в нарушение законодательства нарушается планировка охраняемых зданий, на бюджетные деньги открывается кабак… Но речь в статье идет о давно запланированном, согласованном со всеми и утвержденном к исполнению восстановлении домов Минаковых и Дорожкиных.

Еще в 2002 г. на заседании научно-методического совета музея-заповедника был рассмотрен вопрос о восстановлении этих домов, находившихся в неудовлетворительном, буквально руинированном состоянии. В 2003 г. научно-методический совет высказал предложение о соединении домов Минаковых и Дорожкиных в единый комплекс с учетом размещения в них историко-бытовой экспозиции и кафе (трактира). В 2006 году эскизный проект совмещенных домов Минаковых и Дорожкиных (в рамках корректировки генплана) был разработан… мастерской Валентина Гаврилова, уважаемого, но крайне несдержанного специалиста, считающего все литературные музеи-заповедники своей персональной вотчиной.

Нужно отметить, что многие проекты по приспособлению строений для современного использования осуществлены в литературных музеях-заповедниках в Тарханах, Ясной Поляне, Спасском-Лутовинове и во многих других музеях по всей России. В 2010 г. на
научно-методическом совете было разработано и принято техническое задание на разработку проекта реконструкции домов Минаковых (под размещение экспозиции мелочной лавки) и Дорожкиных (под размещение действующего стилизованного трактира) с прилегающими к ним территориями. Но договор на разработку проекта был заключен не с питерской мастерской В.А. Гаврилова, а с компанией «Проектреставрация» (г. Рязань), что и вызвало возмущение заслуженного архитектора.

Согласно законодательству, в 2012 году музей-заповедник С.А. Есенина организовал проведение государственной историко-культурной экспертизы готового проекта, и он получил положительное заключение (акт государственной историко-культурной
экспертизы от 25.06.2012 г.). Средства на проведение работ были предусмотрены в рамках реализации долгосрочной целевой программой «Развитие Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на 2010-2015 годы» и государственной программой Рязанской области «Развитие Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на 2014-2020 годы».

Если осуществить краткий исторический экскурс, то обнаружится, что Мелочная лавка и небольшой трактир в доме крестьян Минаковых были открыты в начале ХХ века; там разместится экспозиция «мелочная лавка». А стоящий рядом дом Дорожкиных был
построен во второй половине 20 века: в нем и откроется «трактир». В восстановленной исторической обстановке трактира посетители смогут попробовать как традиционную крестьянскую кухню, так и те кушанья, которыми потчевали гостей в доме Л.И. Кашиной и священника И.Я. Смирнова, познакомиться с традициями константиновского гостеприимства. Создание музейного трактира даст возможность посетителям ощутить связь времен, будет формировать интерес к прошлому, к традиционной бытовой культуре разных слоев населения. Разработка познавательно-просветительских программ о трапезе и гастрономической культуре начала ХХ века расширит рекреативно-досуговую деятельность музея.

В стране, в регионе идет предвыборная кампания, и многие считают, что на выборах, как на войне, все средства хороши. Жаль, что разменной монетой в ней не первый год оказывается музей, сотрудники которого делают все, чтобы сохранить есенинское
наследие.

Статья в «Новой» написана в худших традициях предвыборных технологий. Много нерасшифрованных ненужных аббревиатур, названий в кавычках, создающих впечатление «документальности»; фотографии, снятые больше года назад; аргументы, которые легко опровергнуть, – и отсутствие подписи автора…Жаль, что такие материалы появляются именно в «Новой газете», некогда задавшей высокую планку жанру журналистского расследования. Ни Анна Политковская, ни Юрий Щекочихин, ни другие ушедшие из жизни и многие действующие авторы этого издания никогда не боялись поставить свою подпись и отвечали за свои слова…

Мы, есенинцы, не тратим время на пассажи, в которых сквозит маниакальная страсть усмотреть везде подвох и коррупционные лазейки для наработки рейтинга в качестве борцов за справедливость в преддверии думских выборов. Мы, те, кого обвиняют, — за последние несколько лет оформили землю (сложно поверить, но в музее-заповеднике не было документов!), укрепили берег, построили фондохранилище, школу грамоты, администрацию, отреставрировали несколько строений, благоустроили территорию – рассадили деревья, цветники, сделали дорожки, указатели, информационные щиты, аудиогиды, увеличили посещаемость в 2 раза (теперь это самый посещаемый литературный музей-заповедник в стране!), а музейный фонд на 30%, возобновили издательскую деятельность и многое, многое другое. С Божьей помощью сделаем и все запланированное – откажемся от построек советского периода на усадьбе Л.И. Кашиной, откроем новые экспозиции, словом сделаем все, чтобы наш музей-заповедник, гордость Рязанского края, по праву считался одним из лучших в России. 

Новости партнеров