В преддверии Международного дня инвалидов мы поспешили в гости к тем, кого в скором времени от души будем поздравлять и желать всего наилучшего. Андрей Цыпляев, инвалид-колясочник по нашей просьбе написал целый проблемный очерк о том, каково живется подобным ему людям с ограниченными физическими возможностями в Новомичуринске.
Не секрет, что в нашем городе в последнее время делается многое для интеграции инвалидов, ведущих активную жизнь. В том числе и реализация государственной программы «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями. Появились кое-где подъезды к киоскам «Роспечати» с пандусами, есть въезды на некоторые пешеходные дорожки и к магазинам. Что видят обычно здоровые люди? Сделали бетонный пандус к магазину, установили металлические желоба для заезда и съезда колясок в некоторых подъездах, где живут подобные мне люди, и радуются. Но всегда ли эта «среда», несмотря на затраченные усилия и потраченные средства, действительно становится доступной для таких людей?! Приведу несколько примеров из личного опыта. Дома я передвигаюсь самостоятельно, но на улице езжу на коляске.
У меня велоколяска, в далекие времена СССР выпускавшаяся в Коврове. По бокам она имеет два ручных рычага с приводом на большие колеса, расположенные спереди коляски, благодаря которым я легко и передвигаюсь по дороге, что весьма удобно. С распадом СССР инвалиды-колясочники лишились такого удобного транспорта. Теперь нам выделяют не те коляски, какие действительно нужны конкретному человеку, а те, которые дешевле. Всем одинаковые. Вроде бы нас не забывают: регулярно можно получать в качестве «средств реабилитации» коляски. Но это, увы, только на посторонний взгляд. Чисто для галочки в отчете областных властей перед вышестоящими. Вроде отчитались, что все инвалиды «спецтранспортом» обеспечены! Но какие это коляски?! И нужна ли именно такая коляска КОНКРЕТНОМУ человеку?
Существует два основных вида инвалидных колясок. Старая велоколяска, как у меня, что за 10 лет эксплуатации очень сильно износилась, и кресло-коляски с приводом от ободов, расположенных на больших колесах сзади. В нашу жизнь незаметно вошли такие понятия, как «тендер», «выигранные торги по госпоставке» и «оптимальная ценовая политика». Какая коляска для инвалидов будет стоить на свободном аукционе «средств реабилитации» дешевле — рычажная или с приводом от обода? А какая иностранная машина на аукционе будет стоить дороже – «ушастый» «Запорожец» или «Мерседес»? А ведь это обе машины и обе иномарки! Вот так и коляски! Коляска коляске рознь…
Я-то знаю, что дешевле кресло-коляска — она проще устроена (не имеет таких «лишних деталей» как рычаги и система ступенчатого привода), менее прочная, значительно дешевле. Но я на своей коляске, что постоянно ремонтирую, могу один ездить где пожелаю, а кресло-коляска рассчитана исключительно на передвижение по РОВНОЙ поверхности с неровностями не более 3 сантиметров (у передних маленьких колес такой крохотный люфт). Согласитесь — таких РЕАЛЬНЫХ городских дорог не существует. Для здорового человека вроде без разницы – коляска она и есть коляска. Но на тех колясках, что нам выделяют, даже при наличии сильных рук (полностью парализованных людей я в расчет не беру — им кресло-коляска, конечно, удобнее) самостоятельно могут передвигаться только недалеко от подъезда, а по городу исключительно в сопровождении взрослого, физически сильного человека.
Все не раз видели и знают широкий удобный пандус с перилами для колясок в больнице в микрорайоне «Д» Новомичуринска. Но никто из здоровых людей не подозревает, что пользоваться им невозможно! А ведь это лечебное учреждение, жизненно необходимое всем. Мне приходится вставать с коляски и подниматься по ступенькам, а потом кто-то затаскивает по ним мою коляску. Сам я заехать по такому удобному на вид пандусу не могу. А все дело в том, что постоянно открыты только двери для ходячих, а двустворчатые — специально для колясок – закрыты. Говорили и ругались не раз, но воз и ныне там. Что возразить: равными возможностями тут и не пахнет! Согласитесь, далеко не всякую помощь можно получить на дому. Как мне лечить зубы, проходить флюорографию и общее обследование? Я могу встать, а кто нет?! Что, каждый раз нанимать двух крепких мужиков, чтоб тащили по ступенькам на руках?!
Все знают наш ДК. Несколько лет назад сбоку на ступеньки при подъезде к нему положили глубокие двубортные надежные металлические желоба для заезда инвалидов. Вот только заехать мы не можем. При установке их рабочие взяли за основу … детскую, а не инвалидную коляску. Неужели было так трудно пригласить реального инвалида-колясочника и попросить его опробовать «доступную среду» при укладке желобов?
Но есть и положительный опыт… Еще этим летом по просьбе директора Валентины Сизовой я «принимал работу» у обустраивающих пандус в Новомичуринской средней школе №1 . Проверка прошла на отлично! А 1 сентября под вспышки фотоаппаратов и стрекотание кинокамер я торжественно поднялся по этому пандусу и наглядно доказал, что отныне дети-колясочники могут самостоятельно реально посещать школу.
И в заключение. Хочется верить в то, что «Доступная среда» для инвалидов будет действительно доступной на деле, а не на словах и не на бумаге. Если чего-то не знаете, не понимаете, то не стесняйтесь спросить и посоветоваться с нами, теми, для кого вы эту «среду» создаете! Мы же часть этого общества и живем среди вас, не за семью морями и не на Луне! Неужели это так трудно?
Андрей Цыпляев
Мы надеемся, что те, в чей адрес направлена критика нашего внештатного автора, воспримут ее конструктивно. Но от себя отметим один момент: стандарты той самой «доступной среды» — не в голове у колясочников. Это вполне конкретные требования различных нормативных актов. Например, закон, не поверите, до сантиметра регламентирует высоту бордюров в городе и не разделяет любви наших строителей к высоченным бордюрам, через которые и здоровые-то только перепрыгивают. И жаловаться на каждое нарушение можно (и нужно!) в прокуратуру.
Что касается госзакупок инвалидных колясок. Претензии Андрей Цепляева понять можно, но другого законного способа закупать коляски за счет бюджета просто не существует. Dura lex sed lex.
[Best_Wordpress_Gallery id=»4357″ gal_title=»Галерея-1803″]