«Доступная среда» для инвалидов: вид от первого лица

В преддверии Международного дня инвалидов мы поспешили в гости к тем, кого в скором времени от души будем поздравлять и желать всего наилучшего. Андрей Цыпляев, инвалид-колясочник по нашей просьбе написал целый проблемный очерк о том, каково живется подобным ему людям с ограниченными физическими возможностями в Новомичуринске. 

Доступна ли среда?

Не секрет, что в нашем городе в последнее время делается многое для интеграции инвалидов, ведущих активную жизнь. В том числе и реализация государственной программы «Доступная среда» для людей с ограниченными возможностями. Появились кое-где подъезды к киоскам «Роспечати» с пандусами, есть въезды на некоторые пешеходные дорожки и к магазинам. Что видят обычно здоровые люди? Сделали бетонный пандус к магазину, установили металлические желоба для заезда и съезда колясок в некоторых подъездах, где живут подобные мне люди, и радуются. Но всегда ли эта «среда», несмотря на затраченные усилия и потраченные средства, действительно становится доступной для таких людей?! Приведу несколько примеров из личного опыта. Дома я передвигаюсь самостоятельно, но на улице езжу на коляске. 
У меня велоколяска, в далекие времена СССР выпускавшаяся в Коврове. По бокам она имеет два ручных рычага с приводом на большие колеса, расположенные спереди коляски, благодаря которым я легко и передвигаюсь по дороге, что весьма удобно. С распадом СССР инвалиды-колясочники лишились такого удобного транспорта. Теперь нам выделяют не те коляски, какие действительно нужны конкретному человеку, а те, которые дешевле. Всем одинаковые. Вроде бы нас не забывают: регулярно можно получать в качестве «средств реабилитации» коляски. Но это, увы, только на посторонний взгляд. Чисто для галочки в отчете областных властей перед вышестоящими. Вроде отчитались, что все инвалиды «спецтранспортом» обеспечены! Но какие это коляски?! И нужна ли именно такая коляска КОНКРЕТНОМУ человеку?

Коляска коляске рознь…

Существует два основных вида инвалидных колясок. Старая велоколяска, как у меня, что за 10 лет эксплуатации очень сильно износилась, и кресло-коляски с приводом от ободов, расположенных на больших колесах сзади. В нашу жизнь незаметно вошли такие понятия, как «тендер», «выигранные торги по госпоставке» и «оптимальная ценовая политика». Какая коляска для инвалидов будет стоить на свободном аукционе «средств реабилитации» дешевле — рычажная или с приводом от обода? А какая иностранная машина на аукционе будет стоить дороже – «ушастый» «Запорожец» или «Мерседес»? А ведь это обе машины и обе иномарки! Вот так и коляски! Коляска коляске рознь…
Я-то знаю, что дешевле кресло-коляска — она проще устроена (не имеет таких «лишних деталей» как рычаги и система ступенчатого привода), менее прочная, значительно дешевле. Но я на своей коляске, что постоянно ремонтирую, могу один ездить где пожелаю, а кресло-коляска рассчитана исключительно на передвижение по РОВНОЙ поверхности с неровностями не более 3 сантиметров (у передних маленьких колес такой крохотный люфт). Согласитесь — таких РЕАЛЬНЫХ городских дорог не существует. Для здорового человека вроде без разницы – коляска она и есть коляска. Но на тех колясках, что нам выделяют, даже при наличии сильных рук (полностью парализованных людей я в расчет не беру — им кресло-коляска, конечно, удобнее) самостоятельно могут передвигаться только недалеко от подъезда, а по городу исключительно в сопровождении взрослого, физически сильного человека. 

По личному опыту

Все не раз видели и знают широкий удобный пандус с перилами для колясок в больнице в микрорайоне «Д» Новомичуринска. Но никто из здоровых людей не подозревает, что пользоваться им невозможно! А ведь это лечебное учреждение, жизненно необходимое всем. Мне приходится вставать с коляски и подниматься по ступенькам, а потом кто-то затаскивает по ним мою коляску. Сам я заехать по такому удобному на вид пандусу не могу. А все дело в том, что постоянно открыты только двери для ходячих, а двустворчатые — специально для колясок – закрыты. Говорили и ругались не раз, но воз и ныне там. Что возразить: равными возможностями тут и не пахнет! Согласитесь, далеко не всякую помощь можно получить на дому. Как мне лечить зубы, проходить флюорографию и общее обследование? Я могу встать, а кто нет?! Что, каждый раз нанимать двух крепких мужиков, чтоб тащили по ступенькам на руках?! 
 
Все знают наш ДК. Несколько лет назад сбоку на ступеньки при подъезде к нему положили глубокие двубортные надежные металлические желоба для заезда инвалидов. Вот только заехать мы не можем. При установке их рабочие взяли за основу … детскую, а не инвалидную коляску. Неужели было так трудно пригласить реального инвалида-колясочника и попросить его опробовать «доступную среду» при укладке желобов?
Но есть и положительный опыт… Еще этим летом по просьбе директора Валентины Сизовой я «принимал работу» у обустраивающих пандус в Новомичуринской средней школе №1 . Проверка прошла на отлично! А 1 сентября под вспышки фотоаппаратов и стрекотание кинокамер я торжественно поднялся по этому пандусу и наглядно доказал, что отныне дети-колясочники могут самостоятельно реально посещать школу.

И в заключение. Хочется верить в то, что «Доступная среда» для инвалидов будет действительно доступной на деле, а не на словах и не на бумаге. Если чего-то не знаете, не понимаете, то не стесняйтесь спросить и посоветоваться с нами, теми, для кого вы эту «среду» создаете! Мы же часть этого общества и живем среди вас, не за семью морями и не на Луне! Неужели это так трудно?

Андрей Цыпляев

От редакции 

Мы надеемся, что те, в чей адрес направлена критика нашего внештатного автора, воспримут ее конструктивно. Но от себя отметим один момент: стандарты той самой «доступной среды» — не в голове у колясочников. Это вполне конкретные требования различных нормативных актов. Например, закон, не поверите, до сантиметра регламентирует высоту бордюров в городе и не разделяет любви наших строителей к высоченным бордюрам, через которые и здоровые-то только перепрыгивают. И жаловаться на каждое нарушение можно (и нужно!) в прокуратуру. 

Что касается госзакупок инвалидных колясок. Претензии Андрей Цепляева понять можно, но другого законного способа закупать коляски за счет бюджета просто не существует. Dura lex sed lex. 

Галерея не выбрана или была удалена.