Ермишинский пчеловод Александр Устинов: «Если любви к этому делу нет – лучше не заниматься»
В течение столетий изготовление меда из кропотливого ремесла превратилось в настоящее искусство. Его самые сокровенные секреты открываются только заботливым и работящим людям. Сколько премудростей и особенностей таит в себе пчелиная наука знает Александр Устинов из Ермиши.
– Более 20 лет назад брат привез мне рой, – рассказывает Александр Дмитриевич. – Заведешь, говорит, пчел. А не нужны – выбросишь. Думаю, что с ними делать буду? Но пчел стало жалко, ну не губить же их. Взял у знакомого два гнилых улья, подбил тесинами. Рой прижился. С тех пор неустанно занимаюсь любимым делом.
По душе стало ермишинцу заниматься пчелами, слушать их монотонное жужжание, наблюдать за тем, как рабочие пчелки носят свою драгоценную янтарную добычу, заполняя ячейки в сотах. Более глубокие знания по пчеловодству получал из книг. По словам Александра Дмитриевича, в собственной мастерской начал делать рамки, ульи.
– Сначала у меня было две семьи, потом три, четыре. В настоящее время – тринадцать, – признается мужчина. – Доходило и до 20 семей, но необходимой кормовой базы нет, поэтому держать больше просто нет смысла. Пробовал делать и двухкорпусные ульи, но они оказались сложнее в обслуживании, поэтому со временем перешел на магазин.
Аккуратно, ровными рядочками стоят у него за домом разноцветные ульи. С огромной любовью и гордостью заботливый хозяин рассказывает о своих подопечных. Создается такое впечатление, что Александр Дмитриевич лично в «лицо» знает весь свой многотысячный гудящий коллектив.
– Каждый год собираю богатый урожай меда, – говорит он. – Когда больше, когда поменьше. За всю мою многолетнюю практику не было такого случая, чтобы я был без меда.
Постоянным местом работы жужжащих трудяг стали окрестные места с благоухающим разнотравьем. Ловишь себя на мысли, что это реально существующий цветочный рай, иначе не назовешь. Как пояснил пчеловод, даже цвет меда зависит от ряда естественных факторов: состава нектара, свойств почвы, продолжительности медосбора и даже породы пчел.
– Большинство медоносных растений радуют наш взгляд золотистым, янтарным и различных оттенков желтого цвета медом, – рассказывает он. – Мед с гречихи, красного клевера, рябины отливает красноватым цветом. Ну а если пчелы умудрились потрудиться в зарослях лопуха, то мед обязательно приобретет темно-оливковый цвет.
По словам Александра Дмитриевича, хлопот с пчелами много. С 15 мая по Петров день с пасеки не уйти. Улетит рой – меда не дождешься.
– Секреты у каждого пчеловода свои. Важно помнить, что если любви к этому делу нет – лучше этим не заниматься, все равно ничего не получится. Но свои методы у меня все-таки есть. Постоянно кладу в дымарь веточку багульника. Да и химией никогда не пользуюсь, сахаром не кормлю. Ведь если пчел побаловать, они работать не захотят. Ну и непременно дать им отроиться, после ройки начинают работать в четыре–пять раз лучше, – заключает он.
Устинов меда не жалеет. Редко продает, оставляет себе. Знает о его целебных свойствах. А потому и удивляться не приходится, что в свои немолодые годы Александр Дмитриевич чувствует себя бодро, на здоровье не жалуется.