Инспектор по охране объектов культурного наследия: «40-дневный вакуум» для застройки есенинских мест – миф

В спорах о ситуации вокруг застройки села Константинова остался один неразрешенный вопрос. Самозваные «защитники есенинского наследия» наперебой твердят о 40-дневном правовом вакууме, который, якобы, и позволил выдать разрешения для строительства «чиновничьих коттеджей» на родине Есенина. 

Речь идет о том, что в декабре 2014 года региональные власти отменили постановление «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А.Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина», принятое администрацией области в 2006 году. И тем самым, по мнению «защитников», дали «зеленый свет» застройщикам, которые тут же набросились на есенинские места аки коршуны и раздербанили малую родину большого поэта на участки. 
Что же произошло на самом деле? С этим вопросом мы обратились к Олегу Василькину, начальнику Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области. 
 
— Олег Алексеевич, как же так произошло, что на 40 дней константиновские земли отдали на поругание?
— Прежде всего: никакого «40-дневного вакуума» не было и быть не могло, это выдумка. Да, в течение 40 дней постановление не действовало. Но за эти 40 дней не выдали ни одного участка, не перевели ни одного клочка земли из категории земель сельхозназначения в категорию для индивидуального жилищного строительства. И сделать этого не могли: все эти процедуры занимают гораздо больше времени… 

— Губернатор на брифинге 14 мая назвал цифру – 110 дней… 

— …так и есть. Уже была не одна прокурорская проверка, и все пришли к одному выводу: действия органов исполнительной власти не нарушали закон, разрешения на строительство или изменение категории земельного участка не выдавались. Это факт. 
— Вернемся к тем временам, когда 62-е постановление действовало. Почему, вопреки ему, в охранной зоне появлялись дома? 
— Потому что авторы постановления допустили ошибку: не указали в нем внутренние границы зон охраны. И сложилась парадоксальная ситуация: дом может стоять визуально в зоне охраны, а юридически – нет. Суды в таких случаях встают на сторону владельца дома. 
— То есть, по сути постановление не защищало от застройки ни один участок, при том, что декларировалась в нем «охрана» 45 тысяч гектаров. 
— По сути да.

— Почему в постановление нельзя было внести изменения? 
— Потому что до сентября 2015 года действовало постановление Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. №315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно ему вносить изменения в постановления, подобные 62-му, можно только через выделение зон охраны заново. А начинать нужно было с подготовки проектной документации. То есть проблему, по сути, решило создание достопримечательного места «Есенинская Русь». 

— Как же быть с утверждениями о застройке Константинова? Активист Игорь Кочетков говорит не много не мало об улице из особняков, выросшей якобы прямо за усадьбой родителей Есенина. 
— Я тоже видел сюжеты, в том числе, Первого канала, где за застройку Константинова выдавались работы, идущие в десятке километров от родины Есенина. На данный момент в радиусе 10 километров от Константинова никакого строительства не ведется.

Кстати

В 2006 году, сразу после принятия пресловутого 62-го постановления, администрация области выдала 18 разрешений на застройку в зоне охраны. В частности, именно так появились некоторые коттеджные поселки в окрестностях Константинова.