Клавдия Лебедева полвека трудится в системе образования

Печерне-Высельская школа – небольшая, но по-домашнему теплая и уютная. Ребята улыбчивые и приветливые. Сейчас здесь учится 29 человек, из них 11 – в начальных классах. Мальчишки и девчонки в школе не только местные, но и из соседних населенных пунктов – Красного и отделения Возрождение.

В небольшом кабинете, где повсюду цветы и ребячьи поделки, мальчик и девочка вышивают полотенца под руководством учительницы Клавдии Александровны Лебедевой. Ребятишек зовут Таня и Слава. Они учатся в четвертом классе.

К работе учителя

Не переставая наблюдать за работой учеников, Клавдия Александровна рассказывает о себе. Сама она  не михайловская, родом с Белгородской области. В 1969 году закончила Валуйское педагогическое училище по специальности «воспитатель детского сада». «Я всегда хотела быть учителем, –  улыбается Клавдия Александровна. – Это была моя мечта. Но я не смогла поступить, не добрала одного балла! И мне предложили пойти на факультет дошкольного образования». 

В 1977 году мужа будущей учительницы направили на работу в Михайлов. Так семья переехала в наш район. Клавдия Александровна долго работала в городе в системе дошкольного образования. «Я работала воспитателем, заведующей, методистом… все ступени прошла», – делится воспоминаниями женщина. По разным причинам сады закрывались, но Клавдии Александровне не хотелось сидеть дома, и в 1993 году она устроилась на работу в Печерне-Высельскую школу учителем начальных классов.

Общий стаж работы Клавдии Александровны 50 лет, из них практически 27 лет – в Печерне-Высельской школе. Учительница очень благодарна коллективу, который во всем помогал и по-прежнему помогает ей, всем директорам, которые здесь за это время были, нынешнему руководителю – Алексею Ивановичу Шустикову. Сама Клавдия Александровна тоже не сидела без дела. Часто ездила на курсы, училась. Большую помощь оказывало управление образования (раньше это было РОНО). Когда человек сам над собой работает, постепенно обязательно все получается.

Заботы и радости

Без малого три десятилетия работает в сельской школе Клавдия Александровна, и столько же времени женщина сюда приезжает. Сама живет в Михайлове, а на работу добирается с коллегой. Раньше Клавдию Александровну всегда привозил и отвозил супруг, поддерживал, помогал в работе. «Он сейчас ушел из жизни. Семья, конечно, большое дело, поддержка особая. И еще раз хочу поблагодарить коллег: спасибо, что есть такой сплоченный коллектив, который во всем помогает, понимает, поддерживает – мы все очень дружные. У нас и беда, и радость – пополам, как в семье. Мне в жизни очень повезло, что я попала в эту школу», –  рассказывает Клавдия Александровна.

Сейчас у педагога, кроме 4-го класса, еще и 8-й – там она классный руководитель.  Четвертый класс Клавдии Александровны совсем невелик – в нем двое учеников, мальчик и девочка. Но так было не всегда: иногда в классе по 12–15 человек насчитывалось.  Учительница проводила с ними время не только на уроках – ездила с ребятами и отдыхать, в санаторий в Солотчу весь класс вывозила. И сейчас с детьми занимается много – старается на экскурсии вывозить, чтобы расширять кругозор. Школьники посещают наш музей, учителя стараются, чтобы дети знали историю малой родины, много делается проектов по селу и району.

Клавдия Александровна отметила, что во многом успешность работы с детьми зависит от семьи, в которой они растут: «В нашей работе очень важна связь в треугольнике «дети, учитель, родители». Если она есть, будет намного легче работать, будет хороший результат. Многое зависит от того, как налажен контакт с родителями. Конечно, раньше учитель имел больше веса, ценности, уважения к своему труду. Сейчас эта планка, к сожалению, немного занижена. Огромный стимул дает отдача в работе. Отрадно сознавать, что время потрачено не зря. С моими двумя учениками мы, конечно, – одна семья, разговариваем, они делятся со мной, что, где и как».

Самое радостное – дети

Клавдия Александровна любит свою профессию, не жалела и не жалеет, что так сложилась жизнь. Ей всегда очень нравилось и по-прежнему нравится заниматься с детьми.

«Самое радостное в работе – это дети. Общаясь с ними, мы не стареем –  вместе с ними смеемся, радуемся их успехам, вместе огорчаемся, когда что-то не получается. Я считаю, что главное в нашем труде – это любовь к детям, интерес к ним – не просто на урок приходить, а постоянно копаться, находить что-то новое, это новое ученикам преподносить. Ни о чем не жалею и никогда бы не сменила эту работу на другую. Я всегда говорю, что слово «учитель» напрасно пишется с маленькой буквы», – с улыбкой говорит Клавдия Александровна.