Кораблинец Александр Александров проехал полстраны, чтобы найти место захоронения погибшего на фронте деда

Похоронка на ерлинца Ивана Александрова пришла в 1944-м. В ней сообщалось, что погиб он под эстонским городом Нарва. В родном селе у него остались мать, жена и малолетний сын Толик…

Ставши взрослым, Анатолий Иванович не единожды задумывался о судьбе отца: каким он был, где воевал, как погиб? Сожалел, особенно в родительские дни, когда селяне шли на погост поминать почивших, что даже могильного холмика не осталось…

Идею найти место захоронения погибшего на фронте деда предложил сын Анатолия Ивановича – Александр.

Посещение известных военных сайтов и запросы в архивы дали свои результаты. Александр Анатольевич обратился к кораблинскому военкому Андрею Карпову. Тот поддержал:

– Дело святое! Как не помочь…

Когда пришла информация из списков захоронения, Александр был немало удивлен. В ней значилось, что сержант Александров Иван Вуколович погиб 2 февраля 1944 года и первоначально захоронен на территории Эстонии возле деревни Ламмикюла. Немногим позже, в том же 1944-м, он был перезахоронен в братской могиле на территории Кингисеппского района Ленинградской области, триста метров западнее деревни Комаровка. Информация подтвердилась, когда пришел ответ на запрос о персональных сведениях о захоронениях в деревне Комаровка: более шестисот бойцов покоятся в братской могиле возле шоссе Таллинн – Ленинград. Один из многих – сержант Иван Александров…

В путь-дорогу внук Александр отправился вместе с супругой Анастасией, которая поддерживала во всем, помогала в поисках информации. На автомобиле они проехали более тысячи километров в сторону Питера. Оттуда – на Кингисепп, далее – до пограничного Ивангорода еще километров 150. По карте определили, что захоронение находится почти на границе с Эстонией. По расчетам до него оставалось всего несколько километров, как случилась незадача: на подъезде к Ивангороду их остановили на посту.

– Куда путь держим? Предъявите документы, пропуск, – человек в военной форме был строг и непреклонен.

– Какой пропуск? – удивились.

– Дальше без специального пропуска нельзя – пограничная зона, – последовало объяснение. – Если очень надо проехать, возвращайтесь в Питер – там и получите документ.

Заметив, что путешественники расстроились, военный поинтересовался:

– А вы с какой целью в город едете, на экскурсию что ли?

Александр Анатольевич пояснил цель поездки. Военный немало удивился, попытался помочь:

– Деревня Комаровка на той стороне трассы находится. У нас здесь поблизости обелиск есть, под ним много погибших лежит: вы гляньте, вдруг и ваш сержант там…

И впрямь, всего в нескольких десятках метров от поста они увидели возвышающуюся каменную стелу. Подошли поближе: за ограждением – мемориальные доски с фамилиями. Их – несколько десятков, фамилий – сотни. На одной из плит значилось: «Александров И.В., сержант…». Сомнений не оставалось – он.

– Ну здравствуй, дед. Вот мы и встретились, – только и произнес Александр. Стоит ли говорить о чувствах, которые испытал при этом… Несколько минут внук молча стоял возле каменного надгробия, сознавая, что более чем за семьдесят лет на могилу к деду впервые пришли родные люди. Он заслужил это, как и многие другие бойцы, отдавшие жизнь за родину, за своих близких.

К обелиску Александр возложил венок, на могильную плиту деда – живые гвоздики. А главное – исполнил задуманное: набрал горсть земли с места захоронения.

– Ну что, дед, поедем домой – в Ерлино. Теперь Победу праздновать вместе со всей родней будешь…

Как только вернулись, Александр отправился в Ерлино. К девяти утра уже был на месте – у родительского дома. Анатолий Иванович хлопотал по хозяйству. Известию о том, что сын нашел-таки его отца Ивана Вуколовича удивился: неужто! Ну и обрадовался, конечно. Отвернувшись, утер украдкой глаза: соринка, мол, попала…

Землю, привезенную с братского мемориала, отец и сын Александровы отвезли на сельское кладбище. Рассыпали на могилках матери и супруги Ивана Вуколовича. Постояли рядом. Помолчали. Покойтесь с миром, родные!

– Деду Ивану мы поставим памятник на ерлинском кладбище. Теперь у нас на это есть полное право, – рассказывает Александр Анатольевич.

А еще собирается кораблинец побывать на месте захоронения второго деда – отец его матери Александр Иларионович Стативка погиб на территории Белоруссии. Александр уже собрал архивные сведения о местонахождении братской могилы, где покоится погибший на фронте родственник: Беларусь, Витебская область, Полоцкий район, селение Домники…

– Постараюсь туда съездить, – пообещал он. – Путь неблизкий, но ведь деды наши многим больше пешком прошли…

На снимках: захоронение в Кингисеппском районе Ленинградской области; кораблинец Александр Александров возле обелиска, под которым покоится его погибший на фронте дед – Иван Александров; мемориальная доска с фамилией погибшего ерлинца; Анатолий Иванович с фотографией отца возле обелиска в Ерлине.

 

Галерея не выбрана или была удалена.