Кривое зеркало «Первого канала» (критические заметки о «константиновском сюжете» в программе «Время покажет»)

Взяться за перо меня побудило глубокое профессиональное и человеческое разочарование, испытанное при знакомстве с системой работы центрального канала страны, который не устает позиционировать себя как лучший среди лучших. Хотя, на мой взгляд, в последнее время он ничем, кроме «первого номера кнопки» не отличается от других своих «собратьев». Как грустно шутят психологи, все они работают с массовой аудиторией в режиме «3Д»: дебилизация, деморализация, деградация. Бесконечные «кухонные» свары Андрея Малахова с его фирменной «фишкой» – прилюдной «большой стиркой» запредельно грязного белья. Алчные свахи-сводни, подменяющие любовь коммерческим расчетом, под циничные и фальшиво-участливые разговоры которых уже выросло целое поколение молодых родителей, сумевших счастливо обойтись без их сомнительных услуг. Бесконечное моральное «селфи-раздевание» и публичное размазывание межполовых различий в псевдоинтеллектуальной программе «Мужское/женское». Самоуверенный снобизм «Модного приговора», где природно красивых, но скромных и застенчивых женщин уродуют популярные в светских тусовках горе-модельеры. Наконец, невыносимо-назойливая, как неизлечимая зубная боль, Елена Малышева, способная визуализировать все: от тошноты до испражнений, – таково ежедневное зрительское «меню» этого «лучшего из лучших» российских каналов. Хороших исключений мало, и в дневное время доминируют не они. 

Тем не менее для нас, рязанцев, большая редкость получить приглашение от «Первого канала», да к тому же от редакции «социальных и публицистических программ». Правда, меня как филолога сразу же насторожила небрежность оформления официального пригласительного документа, изобилующего грамматическими ошибками, опечатками (чего стоит только одно слово «пксроект» вместо «проект» и др.), без подписи и печати. Сразу возникло первое сомнение: неужели руководство «Первого канала» до такой степени не контролирует свой документооборот? 
Из документа следовало, что рязанцев приглашают для участия в обсуждении вопроса «Правила использования земель различного назначения», чтобы «дать разъяснения о ситуации с застройкой территорий в селе Константинове, находящихся в непосредственной близости музея Есенина» (так в оригинале). 
Поскольку константиновскую тему с поразительной степенью некомпетентности и маниакальным упорством на протяжении двух последних лет муссируют едва ли не все федеральные СМИ с подачи небольшой группы так называемых «независимых гражданских активистов» (на самом деле очень и очень зависимых от определенных политических интересов), решаю принять участие в программе и как человек, всю жизнь посвятивший изучению творчества поэта, и как общественник, болеющий душой вместе со всеми рязанцами за сохранение заповедных земель. При этом испытываю смутную надежду, что «Первый канал» на этот раз поможет разобраться в ситуации хотя бы для поддержания собственного имиджа. Кроме того, не скрою, что как преподавателю кафедры журналистики мне кажется интересным взглянуть на внутреннюю «кухню» в работе ведущего канала, продукцию которого мы постоянно обсуждаем со студентами. 
Приезжаем с директором константиновского музея-заповедника Борисом Иогансоном и министром культуры и туризма Виталием Поповым на программу. И тут же слышим из уст девушки-редактора «радостное» сообщение: вообще-то разговор пойдет не о правилах использования земель, а… о коррупции. Становится ясным: константиновскую тему в очередной раз пытаются поставить в контекст модной и популярной ныне коррупционной темы, создающей для СМИ беспроигрышный рейтинг. Как говорится, приехали. Как говорится, не ждали. Если честно, очень захотелось задать вопрос организаторам этого ток-шоу: а что, такое сознательное введение в заблуждение, заведомый обман потенциальных участников телепрограмм о тематике дискуссий – традиционная практика в работе «Первого канала»? Или свидетельство некомпетентности, отсутствия профессиональной этики у его сотрудников, не известивших об этом накануне и не извинившихся за внезапное изменение формата передачи? 
Впрочем, наш «рязанский десант» был готов обсуждать и эту навязанную нам тему, хорошо зная, какая беспощадная борьба ведется сейчас в нашей области с коррупционными преступлениями, на каком бы уровне они ни проявлялись. Приходилось лично слышать на одной из встреч с общественностью, как губернатор очень точно назвал коррупционеров «предателями, не заслуживающими пощады», а ведь слово «предатель» в восприятии нашего народа, как известно, худшее из определений человеческой сущности.
 
Приходим в студию. В процессе «рассадки» участников за их спинами выстраивается большая массовка задача которой, как выяснится позже, – громко, по сигналу, буквально ежеминутно реагировать бурными аплодисментами на все происходящее, не то одобряя, не то заглушая, не то «захлопывая» реплики участников, и, на самом деле, страшно мешая ходу обсуждения. 
Выходит ведущий – известный тележурналист Петр Толстой, хорошо знакомый зрителю по вечерней программе «Время». Его солидный имидж и опыт кажутся поначалу надежным гарантом объективного, взвешенного рассмотрения поставленной проблемы. Однако и тут нас постигает очередное разочарование. Сразу же становится очевидным резко-обвинительный уклон, тенденциозность выстроенной им схемы: регион опять будут «мочить», используя сфабрикованную лживую информацию все из тех же грязных источников. Следует короткий видеосюжет, снятый, по утверждению Петра Толстого, работниками канала накануне, якобы, в Константинове. Однако на экране вслед за изображением Дома-музея поэта появляются строения, находящиеся, по меньшей мере, в десяти километрах от усадьбы Есениных. Налицо подтасовка фактов, вопреки истине выстроенных в единый смысловой ряд. А в закадровом тексте звучит вообще полная чушь: якобы, лишь после недавней апрельской встречи Президента с участниками медиафорума, где прозвучала константиновская тема, рязанские чиновники кинулись исправлять положение. Умышленно или по причине некомпетентности (и то, и другое для журналиста – плохо), в комментарии к показанным кадрам игнорируется огромный пласт коллективной работы по наведению порядка в охранных зонах не только со стороны властных структур региона, но и общественных организаций, сотрудников музея, ученых-есениноведов, рабочей группы по созданию достопримечательного места «Есенинская Русь». 
Да, крепко подставили наши услужливые «гражданские» псевдо-активисты «Первый канал», выступив добровольными «экскурсоводами» столичных журналистов на дальних подступах к Константинову… Наверняка забыли упомянуть о том, что в год 120-летия Есенина Константиново и Рязань посещали Дмитрий Медведев, Игорь Сечин, Владимир Мединский, изучали ситуацию практически «под микроскопом» и наверняка доложили о своих положительных впечатлениях Президенту.
Но подтасовка фактов, как известно, классический прием любой информационной войны, в данном случае – войны локальной, нацеленной на дискредитацию органов власти конкретного региона. Иначе как моральным террором я это назвать не могу!
…Итак, вернемся в студию, где продолжается шумное ток-шоу. Получивший, наконец, слово Виталий Попов говорит, что показанные кадры основаны на домыслах, что речь в них идет о совсем другой территории, называет откровенным враньем зачитанный ведущим список должностных лиц, якобы, захвативших земельные участки в Константинове, дает отпор другим лживым измышлениям, приглашает всех присутствующих приехать в родное село поэта и убедиться лично в том, как идет работа по защите заповедных земель. 
С трудом получив микрофон, я также называю увиденный сюжет сфальсифицированным. Ведь нам показали не Константиново, а совсем другие населенные пункты, находящиеся не в зоне охраны заповедного места, а в десяти километрах от нее. Но, к сожалению, ни ПетрТолстой, ни сидящие в студии «завсегдатаи» подобных программ, не разбираются в хитросплетениях федерального законодательства об охране памятников культурного наследия, и поэтому конструктивного разговора не получается. Попытки Бориса Иогансона рассказать о реальных достижениях музея, принимающего около трехсот тысяч посетителей в год, а также о жестком и регулярном контроле со стороны сотрудников музея и прокурорских работников за всеми попытками незаконной застройки натыкаются на непреодолимую стену.
Уничижительные реплики ведущего по адресу представителей рязанской стороны, хаотичные выкрики из зала, за которыми далеко не всегда можно было услышать даже голос самого Петра Толстого, безуспешно взывавшего к порядку, превращают программу не в разумный, взвешенный разговор о реально существующих проблемах, а в ничем не оправданное судилище. После моих слов о «сфальсифицированном сюжете» и сомнений в компетенции авторской группы, сделавшей этот «псевдо-константиновский» репортаж, микрофон я, разумеется, больше не получила. И уже совсем за пределами моего, и не только моего понимания осталось язвительное замечание некоей дамы, назвавшей верхом цинизма справедливое со всех точек зрения губернаторское решение о передаче земельных участков многодетным семьям Рыбновского района. После этого стало окончательно ясно: какие бы убедительные доводы нами ни приводились, «белое» будет объявлено «черным», а «черное» – «белым». 
К сожалению, о самом главном и государственно важном нам на «Первом канале» сказать не дали.
Ни о достопримечательном месте «Есенинская Русь», режимы и регламенты которого смогут, наконец, после их утверждения эффективно защитить заповедные зоны. 
Ни о противоречиях в законодательстве, устранять которые необходимо на федеральном уровне. 
Ни о недостатках судебной практики, не позволяющей при всем нашем справедливом желании снести незаконные постройки, возникшие задолго до губернаторского моратория на новое строительство. 
Ни о непонятной пассивности Федеральной службы приставов, не спешащей помогать региону в решении вопросов охраны культурного наследия. 
Ни о «глухой» к интересам государства адвокатской защите пресловутого двухэтажного дома гражданки Митиной, уродующего ландшафт главной константиновской улицы. 
Ни об огромном объеме работ, проведенном за два года, по выполнению поручений Президента о защите этих территорий под руководством Вице-губернатора С.В. Филимонова. Как пелось в знаменитой песне, «ни Бог, ни царь и ни герой» не могли бы сделать больше. А уж наши крикливые «оппоненты» – тем более. 
 
Ни о корнях многих реально существующих проблем, уходящих в «бандитское» прошлое «лихих 90-х», за которые все, кому не лень, спрашивают с действующей сегодня власти. 
Ни о том, что, выполняя поручение Владимира Путина от 5 мая 2014 года о внесении корректировок в федеральное законодательство, Рязанская область направила в Госдуму РФ поправки к федеральному закону о дачной амнистии, который, к сожалению, создает реальные «лазейки» для незаконного индивидуального строительства в охранных зонах. 
Ни о том, что в своем памятном поручении губернатору в 2014 году Владимир Путин попросил не только сохранить заповедные зоны, но и защитить интересы коренных жителей этих мест, учесть задачи текущей хозяйственной деятельности. Об этом речь в студии не шла вообще. 
Очень жаль. Мог бы получиться действительно содержательный, полезный для нашего государства разговор, с реальными экспертными оценками и предложениями, способными положительно повлиять на решение многих вопросов в сфере защиты национального культурного достояния, рационального использования земель, и, тем более, создания действенных механизмов борьбы с коррупцией в этой сфере.
Кстати, сама постановка ведущим одного из вопросов дискуссии – является ли коррупция частью национального менталитета России, ее национальной болезнью? – тоже вызвала у меня глубокое недоумение: какие же «интеллектуалы», так нежно любящие свой народ и страну и не имеющие никаких представлений о глобальной природе такого явления, как коррупция, готовили концепцию программы? Впрочем, никакой концепции и не было. Была создана лишь видимость обсуждения важных проблем. Претензия на «социально-публицистическую программу» с треском провалилась. А ведь на одну лишь программу Петра Толстого «Время покажет» работает, как выяснилось, 60 сотрудников канала! Вот где нужна настоящая оптимизация, а не там, где еще действуют сельские школы, больницы, сельские библиотеки (о них, кстати, тоже шла речь в контексте коррупционной тематики), остающиеся последними островками выживания многочисленных российских глубинок. 
Было довольно обидно и за талантливую актрису, обаятельную ведущую утренних программ Екатерину Стриженову, которой была отведена роль лишь красивой декорации. Невольно подумалось: как неэффективно распоряжается «Первый канал» собственными творческими ресурсами!
Так что же в действительности показал выпуск программы «Время покажет» на «Первом канале»? А вот что: имитацию обсуждения государственно значимых вопросов, полное отсутствие предварительной экспертной проработки обсуждаемой проблемы, крайнюю необъективность в выводах, пустой «выхлоп» в воздух вместе полезного для общества результата. Коллеги с «Первого канала», мы глубоко разочарованы системой вашей работы в программе «Время покажет»! Считаем, что передача, на которой нам довелось присутствовать, не выполнила ни одной из заявленных задач и нанесла «Первому каналу» серьезный репутационный урон. 
…Работая на кафедре журналистики над проблемой информационных войн, о чем вынуждена была упомянуть и в ходе обсуждения в телестудии, констатирую, что в программе был использован целый набор технологий манипуляции общественным сознанием: привязка конкретной проблемы к заведомо негативному контексту – проблеме коррупции, осуждаемой всеми без исключения; подтасовка и искажение фактов; демонизация образа государственных служащих (на языке передачи – чиновников) с огульным обвинением всех их вместе взятых в изначальной коррумпированности; навешивание ярлыков (якобы все государственные чиновники по определению = «воры»); навязывание аудитории ложного стереотипа восприятия; создание иллюзии достоверности за счет показа псевдоправдивого сюжета; игра на доверии зрителей; смещение акцентов; сочетание элементов полуправды с откровенным враньем; создание неравных условий для участников дискуссии в возможности высказать свое мнение, сопровождающееся моральной дискредитацией оппонирующей стороны; использование шумовых атак; намеренное изменение траектории обсуждения и увод хода дискуссии в неконструктивное русло и т.д. 
Чтобы положить конец скверному «мифу» о якобы продолжающейся застройке Константинова вопреки указаниям Президента – «мифу», навязываемому всей России, бесконечно любящей Есенина, остается последнее, но, без сомнения, самое действенное средство – пригласить от имени всех рязанцев глубокоуважаемого Владимира Владимировича Путина вновь посетить Константиново, убедиться лично в том, что его поручения в Рязанской области выполняются неукоснительно и что родные места великого поэта надежно защищены для нынешнего и будущего поколений!

О.Е. Воронова,
руководитель Есенинского научного центра,
профессор кафедры журналистики
РГУ имени С.А. Есенина,
главный редактор журнала «Современное есениноведение»,
член Союза журналистов России,
заместитель секретаря Общественной палаты Рязанской области.