Николай Любимов рассказал восьмиклассникам, как искусственный интеллект вскоре будет помогать им в выборе книг

1 марта в актовом зале рязанской школы № 72 прошел открытый «Урок Цифры» для учеников 8 класса. В этот день урок посетил губернатор Николай Любимов и ответил на вопросы ребят.

– Урок цифры проходит у нас в этом году во второй раз, – рассказывает учитель информатики школы № 72 Наталья Драгомирова. – Первый этап был в декабре и назывался «Час кода» – ребята составляли программы для робота. В феврале месяце «Урок Цифры» проходит при поддержке Сбербанка по теме «Искусственный интеллект».

«Урок» проходит в течение недели, он включает в себя разные уровни: есть задания для 1-4 классов, 5–8 и для 9–11 классов. Сейчас здесь присутствуют восьмиклассники: их задача – обучить робота распознавать животных, чтобы робот сам мог «покормить» их той едой, которая им нравится.

Задания ребята выполняли парами, склонившись к мониторам ноутбуков. Если что-то не получалось, им помогал куратор. Когда задания уже почти были выполнены, к ребятам пришли высокие гости. Кроме губернатора открытый урок посетили министр образования и молодежной политики Рязанской области Ольга Щетинкина, управляющий ПАО «Сбербанк» Сергей Фролов, представители АО «Сбертех».

– Задания, которые для вас разработали Сбербанк и Сбертех, станут для вас хорошим вызовом и, думаю, вы их выполните с очень  большим интересом, – обратился к восьмиклассникам Николай Любимов. – То, что вы делаете сейчас, еще 15–20 лет назад было за гранью фантастики. Но хочу чтобы вы понимали: цифровые технологии и искусственный интеллект – это только ваши помощники, безграничные возможности в них можете заложить только вы, люди. Для этого нужно креативное мышление.

Губернатор рассказал о планах правительства сделать Рязанскую область цифровым регионом – для этого необходимы прежде всего преподаватели, которые смогут обучать новых специалистов. «Мы планируем готовить как минимум тысячу преподавателей IT-технологий в год, чтобы они смогли выпускать в год 30 тысяч специалистов, это нужно для нашей экономики и наших предприятий». А ребятам из 72 школы Николай Любимов предложил подрасти, выучиться и прийти работать в информационный научно-технологический центр, его планируют открыть уже в мае.

«Это площадка, на которой молодые специалисты, ученые, студенты, предприятия и инвесторы смогут объединять свои усилия и создавать новые продукты. Рязанские айтишники смогут, не уезжая из родного города, получать возможности развития и большие зарплаты».

Восьмиклассники тянули руки, чтобы задать губернатору и представителям Сбербанка вопросы. Отвечая на один из таких вопросов, глава региона рассказал о системе «Большие данные» и о том, как она будет работать применительно к школьникам.

– У вас у всех есть электронные дневники. Если их совместить с журналом учителя, с данными о вашей внешкольной деятельности и о вашем здоровье, то эта информация позволит выстроить индивидуальные траектории предпочтений и дальнейшего развития каждого ученика. Искусственный интеллект соберет подобные данные с десятков тысяч учеников, проанализирует их и на основе этого будет выдавать подсказки – какие вам курсы прослушать, какие книги прочитать, исходя из ваших личных предпочтений, даже каким спортом вам лучше заняться. Система поймет, к чему вы больше стремитесь и на что способны, и эта большая «картинка» потом для каждого отдельного человека будет формировать индивидуальную траекторию развития. 

Журналистам Николай Любимов пояснил, что систему «Больших данных» уже начали создавать отдельными частями, затем они будут интегрированы в единое целое.

А что касается «Уроков Цифры» для школьников, они будут идти до конца учебного года ежемесячно. Каждый из них посвятят развитию ключевых навыков цифровой экономики: нейросети, управление проектами, безопасность в интернете. Все темы соответствуют приоритетам федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».

Кстати

В декабре 2018 года во всероссийском образовательном проекте «Уроки Цифры», созданном для привлечения детей к программированию, участвовали 20 000 школ России и более 5 миллионов учащихся 1–11 классов, в их числе 45 000 рязанских школьников.