Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Первая ласточка: в рязанской школе впервые открыли класс для детей-аутистов

В новый класс, располагающийся рядом с кабинетом директора рязанской школы №60 Валерия Андреева, постоянно заглядывают дети. С удивлением ребята разглядывают игровую зону – ковер, мягкие валики, пуфы, тоннели, шары и игрушки. О том, что это все-таки класс, напоминают доска, парты и учительский стол. Но для кого все это?

1 сентября сюда пришли пять детей, страдающих аутизмом. Четыре мальчика посещают занятия очно, одна девочка – по заключению врачей – учится на дому. Все дети разного возраста – от 7 до 10 лет. Но они, как отмечают специалисты, достигли уровня школьного обучения. Поэтому вместо привычных трех первых классов в 60-й школе теперь учатся четыре — к ним добавился 1-Г.

– Здесь собраны детки с расстройством аутистического спектра в достаточно серьезной форме, по сути, со всего города. Два ребенка живут в Московском районе, еще два – из Дашково-Песочни и Горрощи, – поясняет директор Валерий Андреев.

Уроки здесь начинаются в 9:00, а расписание отличается от обычных классов – занятие длится 30-35 минут, а всего их – три-четыре. Ежедневно дети встречаются со специалистами. Учебная программа первого класса пролонгированная – на три года.

И учиться, и играть

– Когда создавали специальный класс, больше опирались на собственный опыт, – рассказывает Валерий Владимирович. – Каких-либо стандартов не существует, есть только рекомендации на основании болезни. У таких детей есть проблемы с повышенной раздражительностью внешними факторами – например, визуальными или звуковыми.

Поняли: ребенка во время учебы ничего не должно отвлекать. Так, в классе разместили парты с перегородками – чтобы не видеть соседей – и поставили их к стене. Для групповой работы закупили одноместные парты с закругленными углами.

– Это для безопасности детей. Они могут вскочить, прыгнуть, пораниться, – поясняет директор. – Бывали случаи, что ребенок входит в кабинет и тут же падает на пол.

Еще в таком классе есть сенсорная, релаксирующая зона – на полу – ковер, маты, игрушки, пуфы, мягкая мебель-трансформер. Все потому, что таким ученикам постоянно нужно делать перерывы: отвлекаться, играть, успокаиваться или отдыхать.

К слову, о современной технике здесь не забывают – в кабинете есть и проектор, интерактивная доска, компьютер с выходом в интернет.

– В первую неделю учебы мы решили, что есть смысл попробовать подключить звуковое оборудование. Что касается игровой зоны, то мы точно от нее не откажемся. Детям она нужна, – отмечает Валерий Андреев.

Искать подход к каждому

Первую неделю в школе посвятили индивидуальным занятиям. Пытались работать и в группе – пока это у первоклашек получается хуже.

– До прихода в школу дети занимались со специалистами в различных центрах, – рассказывает заместитель директора Наталья Федосеева. – Поэтому индивидуальная работа для них понятна, они активнее включаются в нее. А вот взаимодействие в группе для ребят представляет трудность. Они отвлекаются, копируют поведение друг друга.

Поэтому, по словам директора школы, групповую работу начнут с занятий в малых формах – по два человека, постепенно «приучая» детей к друг другу.

– Мы будем к каждому искать подход, чтобы продвигался наш процесс обучения, – замечает замдиректора.

Рука об руку с учителем

Понимать общество и адаптироваться в окружающем мире детям с ограниченными возможностями здоровья помогают шесть педагогов: учитель – он же классный руководитель, психолог, дефектолог-логопед и три тьютера.

– Тьютер – это помощник учителя, посредник между ребенком и педагогом. Он работает в паре с учеником: если нужно водить руку – помогает писать, необходимо рассмотреть картинку – всячески пытается привлечь внимание ребенка к иллюстрации, кубику, другому материалу, – поясняет заместитель директора Наталья Федосеева.

Сама Наталья Владимировна постоянно присутствует на уроках и наблюдает за работой как детей, так и педагогов.

– Все специалисты квалифицированные. В конце рабочего дня мы проводим летучки, педагоги ведут школьные журналы на каждого ученика, – отмечает замдиректора.

Однако, как рассказывает Валерий Владимирович, отыскать нужных специалистов оказалось непросто.

–  В наших школах, в частности, у нас, в штате нет дефектологов. Есть логопед, психолог – но эти специалисты загружены. Мы находили новых людей. С необходимыми профилем и опытом.

Некоторые из педагогов уже лично знакомы с детьми – после работы в центрах. К слову, руководство школы активно готовилось к приему особенных учеников.

– Мы связывались со специалистами центров, получали рекомендации, интересовались, каких деток нам ждать, – добавляет замдиректора.

Для каждого – своя программа

Первый раз с таким первым классом учатся все. И хотя существует стандарт, разработанный министерством образования России, и различные методические рекомендации, учителя школы №60 последовательно создают для каждого ребенка специальные индивидуальные программы развития.

– Наши предметы, конечно же, отличаются от обычных уроков. Это речь и альтернативная коммуникация – только один из четырех детей умеет строить полные предложения, – математические представления, окружающий и природный мир, человек, адаптивная физкультура и другие, – говорит директор.

Есть и коррекционные занятия – эмоциональное развитие, сенсорное и двигательное развитие – несколько деток не владеют руками, не говоря уже о навыке письма.

Кто, если не мы?

На вопрос почему «первой ласточкой» была выбрана школа №60, директор Валерий Андреев отвечает:

– Думаю, что создание такого класса в нашей школе – определенное доверие к коллективу. Мы имеет большой опыт работы с детьми, требующих компенсирующего обучения, – говорит Андреев.

По словам директора, коррекционная педагогика рязанской школе не чужда: сейчас в учебном заведении созданы четыре таких класса, в них учатся дети с проблемами речевого и психического развития.

– Это дети, которым нужно повышенное внимание, индивидуальный подход. Мы знаем, как взаимодействовать с такими учениками, имеем положительные результаты.

Но эти дети, конечно же, другие. Во всех смыслах. Педагоги школы №60 понимают: будет сложно. Однако, добавляют: первая неделя показала – обучение возможно.

– Главная наша цель – социализировать детей, помочь влиться в наше общество, научить находить свое «я» в окружающем мире, понимать и вести диалог с окружающими, – резюмирует Валерий Андреев.

[Best_Wordpress_Gallery id=»9089″ gal_title=»Первая ласточка: в рязанской школе впервые открыли класс для детей-аутистов»]

Новости партнеров