Поисковики из Йошкар-Олы пролили свет на судьбу пропавшего без вести шатчанина

В мае 2016 года журналист из Йошкар-Олы Александр Илисавский прислал в редакцию газеты «На земле шацкой» имена девяти воинов-рязанцев, умерших в годы Великой Отечественной войны в госпиталях от ран и болезней. Среди них и шатчанин Григорий Дмитриевич Ревин, 1909 года рождения. Захоронения нашли на Марковском кладбище Йошкар-Олы поисковики из отряда «Демос» под руководством командира Дмитрия Шипунова.

Когда жительница села Старочернеева Шацкого района Татьяна Евсеева прочитала одну из фамилий, сердце ее дрогнуло: «Это же наш дядя Гриша! Мамин брат! Он в 1942 году пропал без вести, мне мама об этом рассказывала»…

Татьяна Сергеевна сразу же отправилась в Шацкий райвоенкомат и ей дали выписку из Книги памяти: «Красноармеец Григорий Дмитриевич Ревин, 1909 года рождения, уроженец села Шарик, Шацкого района, рядовой, 1098 с.п.,327 с.д. пропал без вести 17 января 1942 года».

Затем Татьяна Сергеевна пришла в редакцию «На земле шацкой» и просила помочь ей связаться с  журналистом или поисковиками, которые прислали информацию. Благо, в эпоху интернета это оказалось несложно.

Александр Илисавский скромничал: долго рассказывал о работе поисковиков из «Демоса», о том, какую огромную работу они проводят по восстановлению памяти о Великой Отечественной войне. От своих заслуг отнекивался: мол, только передал информацию. И посоветовал обратиться к командиру поискового отряда Дмитрию Шипунову.

Тот подтвердил Татьяне Сергеевне, что ее дядя на самом деле числился в списках пропавших без вести. В июне 2015 года, стараниями поисковиков «Демоса», имена солдат, считавшихся пропавшими без вести, увековечили на плитах мемориала. До этого времени их было  517. С тех пор поисковый отряд установил имена еще 261 солдата — умерших от ран и болезней в госпиталях и захороненных на Марковском кладбище.

— Мы нашли адреса 216 человек, хотя в общем списке их более 800. Идет речь о захоронениях воинов, погибших во время Великой Отечественной войны от ран. Но есть еще и умершие в госпиталях нашей республики от болезней и по другим причинам, — рассказал Дмитрий Шипунов. — Поселок Сурок Йошкар-олинской области – печально-известное место в Марий-Эл. Народу здесь похоронено видимо-невидимо.  До сих пор долгожители помнят и рассказывают, как они туда возили продукты, чтобы подкормить изголодавшихся курсантов учебных частей, которые здесь находились. В 1941–1942 годах в них происходили массовые хищения продовольствия и обмундирования, предназначенного для курсантов. Так как продукты до них не доходили, они  впроголодь питались и плохо одевались. Поэтому, умирали от болезней и истощения. Многие ветераны, прошедшие через Сурок, рассказывали, что в конце 1942 года туда приезжал Ворошилов и пришел в ужас от увиденного. После этого по приказу вышестоящего командования начальник учебной части был приговорен к расстрелу.

Еще известно, что в Сурок попадали осужденные военным трибуналом. По Уголовному кодексу военного времени за убийство давали шесть лет лишения свободы, а за шпионаж и антисоветские действия (58-я статья) — 10 лет или высшую меру наказания (расстрел).

— Несмотря на то, что реальные дела, относящиеся к этой части, до сих пор засекречены, нам удалось ознакомиться с документами, свидетельствующими о том, что в течение 1942 года к высшей мере были приговорены порядка 60 человек, — продолжает Дмитрий Шипунов. — И еще порядка 460 человек получили по 10 лет лишения свободы. Многие из этих солдат числятся пропавшими без вести. Получается, что они были осуждены, отправлены в лагеря и погибли. И еще из документов известно, что о приговоренных к смерти сказано:  «команда призывников», то есть, ребята даже присягу не приняли, а их расстреляли. А в приговорах написано — «не верит в победу советского оружия», «хулит советскую власть». Под приговорами стоит подпись: «Председатель трибунала политрук Иванов». Думаю, этих людей следовало бы реабилитировать. Ведь они не воевали, не дошли до фронта, не дезертиры, не сдались неприятелю. Но этого пока не сделано, и они остаются врагами народа. Существует список тех, кто получил высшую меру. Мне объяснили, что реабилитация этих людей невозможна. Но еще сказали, что нужно подавать обращения от имени родственников — вероятно, в этом случае реабилитация возможна.

При каких обстоятельствах умер в госпитале Йошкар-Олы наш земляк Григорий Ревин, уже никто не узнает. Но благодаря благородному труду поискового отряда «Демос», он выбыл из списка пропавших без вести. И имя его увековечено на мраморной плите мемориала, установленного на Марковском кладбище в далекой от его малой родины Йошкар-Оле. А его племянница Татьяна Сергеевна Евсеева знает, где упокоился ее родственник.

Галерея не выбрана или была удалена.