Рязанец Виктор Атласов продолжает путешествие по Красноярскому краю

Житель села Поляны Виктор Атласов продолжает <a href="http://ryazpressa.ru/news/articles/ryazanets-viktor-atlasov-nachal-novoe-puteshestvie-ot-krasnoyarska-do-turukhanska_15-06-2016/" >начатое 14 июня путешествие из Красноярска в Туруханск. Виктор Иванович поддерживает связь с Рязанским музеем путешественников, благодаря отчетам которого мы имеем возможность отслеживать перемещения нашего земляка и вести хронику его путешествия. 

14 июня

День начался с завтрака. Затем сборы, уборка территории, спуск лодки на воду. Вода несет лодку быстро, грести не нужно. Только приходится уворачиваться от плавающих веток и небольших бревен. Судоходство по реке только началось, судов мало. 
 
Лодка Атласова прошла мимо расположенных на высоком берегу Енисея поселков Атаманово, Хлоптуново, Кононово. После впадения в Енисей реки Кан началась вереница островов: Толстый, Средний, Осередыш и Кукуй, а между ними протока Гнусная, думается, там много комаров.
На отдых Атласов расположился сразу за озером Танькино, на одноименном острове. За день он прошел 100 километров.

15 июня – третий день

Всю ночь лил дождь, слышались раскаты грома. Над лагерем Атласова прошла гроза. Утром дождь не прекратился, а стал мельче, потом перешел в изморозь. Виктор Иванович спустил лодку на берег и поплыл. Он попал в редко встречаемое в центральной части России явление – молочный густой туман, который низко стелился по реке, заглушая все звуки. Не видно было ни зги. Главное было не наткнуться на камни и не пропороть об их острые края лодку.

В семь утра по московскому времени, когда в Красноярском крае уже был полдень, «молоко» еще висело над рекой. Как раз в это время был сеанс связи. По телефону были слышны заглушенные гудки какого-то судна. Оно предупреждало о своем проходе. Виктор Иванович прервал сеанс, для того, что бы подойти ближе к берегу. Только через час рассеялся туман и река стала просматриваться от берега и до берега. Рядом летали вороны, чайки и даже цапли. По горам распустились цветы — жарки. Ни лосей, ни медведей, ни волков и лис видно не было. 
В конце дня Виктор Иванович вышел к Казачинскому порогу. Это порожистый участок на реке, образованный скальными выступами и каменистыми грядами, пересекающими русло реки по всей его ширине. Включает в себя два переката и два слива, где ширина русла сужается с 650 до 350 метров. 
Под Нижним сливом порога расположен сложенный скальными породами остров Подпорожный (Островки). В пределах Казачинского порога в Енисей впадают реки Шилка (правый приток) и Савина (левый приток).
Виктор Иванович остался у порога до утра, что бы сделать фотографии этого места в дневном свете. Так закончился этот день. Всего было пройдено 85 километров.

17 июня

В ходе очередного сеанса связи с Рязанью Виктор Иванович Атласов сообщил, что попал в ливень, которого за свою жизнь еще не встречал. Потоки воды, как водопад, обрушились на резиновую лодку и в считанные минуты залили ее. Все в ней плавало: вещи, рюкзак и сам Виктор Иванович. Высаживаться на берег было бесполезно. Во-первых, берега не было видно. Во-вторых, как и предполагал путешественник, потоки воды смыли в реку все, что было на берегу. Черпать воду из лодки было бессмысленно. Оставалось только ловить уплывающие от лодки вещи. Когда все утихло, стало ясно, что береговая линия стала грязевым болотом. Вскоре вода из лодки была вычерпана, вещи выжаты и проветрены, но не высушены, так как дождь еще долго моросил.

К обеду поднялся свежий встречный ветер. Лодка как бы стала на якорь. Пришлось грести против ветра. Часа через два и течение замедлило свою скорость. Стало ясно – воды Енисея упираются в другой, более мощный поток. Таким потоком могла быть только река Ангара. К концу дня Атласов вышел на место, от которого было видно слияние двух рек. Здесь Енисей делал петлю, километров в двадцать, прежде чем слиться с Ангарой. Правый берег Ангары был высокий, скалистый.
Виктор Иванович решил остановиться на отдых в этом месте, устал от гребли и дождя с ветром. 

18 июня

День начался с дождика и встречного ветра. В начале, была пройдена «петля» перед Ангарой. Место ее слияние с Енисеем вызывало сомнение – действительно ли Ангара впадает в Енисей? Не наоборот ли? Перед Виктором Ивановичем несла свои воды из Байкала мощная, шириной не менее двух километров, полноводная река. В этот поток упирались воды километрового по ширине Енисея. Незабываемое зрелище.

В месте слияния рек расположился поселок Стрелка. Рядом стоят речные километровые знаки. Здесь заканчивается отчет расстояния до Красноярска (325 километров), и начинается отсчет расстояния до Дудинки. С этого места оживляется судоходство. Появляются баржи и плоты. Для Виктора Ивановича это новое явление. Ему не приходилось видеть, как плотами сплавляют лес по рекам. Катер тащит за собой караван из тридцати плотов, каждый по 16 метров. Такая конструкция длиной в пятьсот метров. Некоторое время, зацепившись за плот, Атласов плыл по течению. 
Плоты тащат до города Лесосибирска. Здесь, в затонах лесокомбината, их разбирают и перерабатывают на лесоматериал, или же просто бревнами грузят в железнодорожные вагоны. Такой же комбинат расположился и в городе Новоенисейске. Здесь конечная станция железной дороги. 
 
Пройдя за день 60 километров Виктор Иванович остановился на ночевку.
Жара плохо, очень плохо, повлияла на резиновую лодку нашего путешественника. Заплатка, поставленная много лет назад, от жары начала отклеиваться. Левая секция лодки начала сдуваться. Нужно было причалить к берегу, поставить новую заплатку и, ждать несколько часов, чтобы клей «схватился». Причалить было некуда, весь берег был забит отдыхающими. Так, на подкачке секции, Виктор Иванович и прошел по реке до самого вечера, пока не нашел место для остановки. На стоянке у села Погодаево Виктор Иванович поставил палатку и принялся за ремонт. К этому времени начался дождь. Заплатка по мокрой резине не легла. Пришлось ждать утра и солнца.

19 июня

Выяснилось, что дневной поход на спущенной лодке привел и к растрескиванию уключины, крепившейся в спущенной секции лодки. Только к обеду более сложный ремонт был закончен. Теперь, до вечера клей будет высыхать, а путешественник отдыхать. Сегодня у него заслуженный выходной. Он его проводит под начавшимся дождем в палатке.

20 июля

В 7 часов утра Виктор Иванович на связь не вышел. Это означает, что начались перебои со связью. Уверенно можно сказать, что наш путешественник отремонтировал лодку, снялся со стоянки и продолжил свой маршрут и попал в места без людей и вышек сотовой связи.

23 июня

Теплый день без ветра и дождя. Река монотонно несла лодку вниз по течению. Берега поросли лесом. Правый, более высокий – сосной и елями, левый, низменный – лиственными деревьями. До обеда был пройден поселок Зотино, еще часа через два – Ворогово. Отсюда удалось выйти на связь с Рязанью. Теперь, связь устанавливать будет все сложнее.
От поселка Ворогово Енисей разливается, что глаз не видит берегов. По карте – километров восемь от одного до другого берега. Течение медленное, вода чистая. За день пройдено 100 километров.

24 июня

Удалось связаться с путешественником только к обеду. Он сообщил, что рано утром прошел «горлышко» Енисея. Русло реки, достигавшее еще недавно восьми километров, стало стремительно уменьшаться до трехсот метров. Правый и левый берег достигли метров сорока по высоте. Скалистые породы возвышались над водой. Странным показалось Виктору Ивановичу, что скорость течения не возросла. Он ожидал, что впереди его ждал, по крайней мере, водопад. Ничего подобного. Река становилась все шире и шире. Вероятно, в достопамятные времена, река пробила здесь глубокий каньон, через который сейчас и уходит огромная масса воды.

Часам к двенадцати Атласов вышел к месту впадения в Енисей реки Подкаменной Тунгуски. Ее километровое по ширине русло принесло много мутной почти черной воды с белыми разводами. От жары река «цвела». В месте впадения расположился поселок. Через два километра путешественник вышел к поселку Бор. Он находился на левом высоком берегу, были видны только ближние к откосу дома. Рыбак на лодке, с которым удалось пообщаться Виктору Ивановичу, рассказал, что поселок большой. Здесь располагался крупный военный аэродром со взлетной полосой в четыре километра. Сейчас военных нет, но аэродром действует. За поселком Бор начиналась речная петля в 30 километров. За деревней Сумароково она закончилась. Впереди Виктора Ивановича ждал нескончаемый по длине остров, делящий русло реки на два и, долгожданный отдых.
Пройдена треть пути — тысяча километров по Красноярскому краю.

25 июня

Виктор Атласов начал свой сплав по Енисею от острова Комсийский. Это территория Центральносибирского биосферного заповедника. Довольно безлюдные места. Связи не было. Дозвониться до Рязани путешественник планировал только из города Туруханска, но до него нужно было плыть еще 500 километров. Как это часто бывает в походах, помогли местные жители. Виктор Иванович, проплыв 30 километров, вышел к месту впадения в Енисей речки Верхняя Лебедянка. Рядом, в деревне Лебедь, лет десять как обезлюдевшей, располагался молодежный экологический лагерь. У руководителя лагеря имелся телефон спутниковой связи. По нему и был проведен сеанс связи. Всего одна минута, но она дала уверенность, что у путешественника все хорошо.
Через 10 километров Атласов вышел за пределы заповедника. Отмерив свои запланированные сто километров, Виктор Иванович остановился на отдых у озер Круглое и Долгое. Было тепло. Пока ставил палатку , жалили комары. Сегодня можно подвести первые итоги : пройдена первая тысяча километров. Треть пути позади. К счастью, без каких-либо осложнений. 

26 июня

Чудесная солнечная погода. После завтрака были пройдены двадцать километров до деревни Чулково. Еще через пятьдесят километров – большое село Верхнеимбатское. Никаких примечательных событий в этот день не произошло. Воскресное путешествие по реке закончилось у крохотной деревушки Алинское.

27 июня

Утром пройдена деревня Канготово. Около ста километров не было ни единого признака человеческого жилья, до самой безлюдной деревни Марково. Виктор Иванович забрался в глушь.

28 июня

С утра Виктор Иванович Атласов прошел очень крупное, по современным меркам, село Верещагино. Основано оно, как зимовье, еще до 1700 года. Сейчас здесь живут меньше 140 человек.
Река становится все шире и шире. Между берегами – до четырех километров. В месте впадения в Енисей речушки Девятиха Виктор Иванович остановился на отдых.

29 июня

День прошел монотонно однообразно. На правом берегу, буквально через каждые 10 километров, оставались бывшие деревни, а теперь урочища Пупково, Баиха, Сухая Тунгуска у впадения реки с тем же названием. У огромного острова Костинского расположилась заброшенная деревня. Еще два года назад здесь жили люди. Говорят, у деревни по требованию останавливается теплоход. Скорее по привычке. Сюда еще выходят охотники, туристы-рыбаки.

У реки Большая Мельница еще одно урочище. Одни остовы бывших изб. К вечеру пройдено еще одно нежилое селение – Мироедиха. Неожиданно поднялся сильный встречный ветер. Атласов на берегу развернул палатку. Началась гроза и сильный дождь. По опыту путешественника – это надолго. Опять непредвиденная задержка в пути.

30 июня

До города Туруханска осталось всего – ничего, но связи нет. Скорее всего, Виктора Ивановича задержала погода.

1 июля

Сотрудник Музея путешественников Николай Попов считает, что сейчас у Атласова «великое енисейское сидение». Такое «сидение» уже было у путешественника в прошлом году на реке Печоре, когда он просидел в палатке, скрываясь от непогоды, пять дней. В эти дни в районе Туруханска грозы, температура до 30 градусов, ветер сильный, северный, до 10 метров секунду. Ветер встречный, скорость его превышает скорость течения реки, то есть лодку сносит назад. Сильная волна. Лучше сидеть на берегу. По тайге вдоль берега не пройдешь. Скалистый грунт и валуны. В день можно пройти по такой местности не более 4-5 километров. По СМИ прошла информация, что в районе Туруханска исчезли два вертолета. Связи с ними нет. Места здесь опасные и предсказать что-либо трудно. 

Галерея не выбрана или была удалена.