«Своих не бросаем – ни в жизни, ни в смерти». Воин-афганец Александр Митрофанов из Рязанского района целый год выяснял судьбу пропавшего без вести сослуживца

Про сержанта-десантника Александра Митрофанова, получившего три ранения и орден Красной Звезды за страшный бой у Малавана в афганской провинции Бамиан, мы уже писали. Но кроме других воспоминаний, он рассказал нам еще одну историю. И ее мы решили поведать отдельно.

Чуть больше года назад к Александру обратилась семья из Татарстана – сестра его сослуживца, без вести пропавшего в том памятном сражении, пыталась найти хоть кого-то, кто способен пролить свет на судьбу родственника. И Александр сам принялся за поиски солдата, не вернувшегося из Афгана 30 лет назад.

– Я общался с работником тамошнего музея, и рассказал им о том бое, – вспоминает Александр. – В интернете в наше время чего только не пишут – есть сообщения, что пропавшего украли, что за него просили выкуп, что взорвали… Поэтому выяснить, что именно произошло в тот августовский день, сейчас очень непросто.

Митрофанов долго искал того, кто мог бы помочь в этом деле. Наконец судьба свела его с жителем Бамиана. Совместные поиски свидетелей и участников сражения близ Малавана продолжались больше года и в конце концов привели к… бывшим моджахедам. Да, к тем самым, с которыми Александр лицом к лицу встречался в боях.

– Ни у кого из нас не осталось друг к другу ненависти, – рассказывает Александр. – Все бывшие члены банд (нам удалось даже выйти на одного главаря) выслушивали меня очень внимательно, много рассказывали, присылали видео и фотографии. Каждый пытался помочь, чем мог. Конечно, с их стороны был и меркантильный интерес: ведь за помощь в поисках, при эксгумации и отправке останков на родину они получали деньги. Но отнеслись ко мне очень хорошо. Более того, некоторые говорили, что только после прихода американских солдат в страну там поняли: русские – это настоящие люди!

Именно бывшие «духи» и рассказали, что произошло с пропавшим солдатом. По их словам, парень бросился, чтобы подобрать автомат погибшего товарища, и в этот момент в него попало несколько пуль. Дело происходило близ реки, и убитый, по-видимому, упал в воду.

Сейчас останки, предположительно принадлежащие советскому солдату, проходят экспертизу ДНК. Несмотря на то, что все факты и свидетели указывают, что это именно пропавший без вести в бою при Малаване, окончательную точку в этой истории могут поставить лишь эксперты.

Поиски Александр оплатил из своего кармана – ни общественные организации, ни кто другой ничем не помогли. Почему же мужчина потратил так много денег и времени на поиски человека, который служил в другой роте, с которым они почти не пересекались и не были знакомы?

– В наши дни это трудно объяснить. Мы были рождены совсем в другое время, и воспитывали нас не так, как сейчас, – поясняет Митрофанов. – Бой был очень страшным – банды всё подтягивались и подтягивались, нас взяли в кольцо, думали, что живыми оттуда не выберемся. Бесследно такое не проходит… Мы, прошедшие Афган, и по сей день – все одна семья. Я того человека и не видел-то, наверное, ни разу. Неважно, кем он служил, какой национальности был, но он мне брат. У нас всех была тогда одна национальность – советские. А десант своих не бросает – ни в жизни, ни в смерти.

На архивных фото — начало того самого боя в местечке Малаван, где погибли семеро сослуживцев Александра Митрофанова.