Сысоевы: двое из шахтерского братства
Скажите, давно ли вы видели пожилую семейную пару, которая вместе 62 года? В которой жена по-девичьи называет мужа Сережкой? В которой и правда одна судьба на двоих? Вот и я таких встречаю крайне редко. А когда узнала, что нашу «районку» они выписывают с 1957 года… Ну как не написать про этих людей?! На самом деле материал планировался как статья о ветеране-шахтере, имя которого подсказала неутомимая Альбина Егорова. Но когда я переступила порог этого дома и начала общаться, то поняла, что написать только про Сергея Ивановича Сысоева у меня не получится – настолько с Марией Игнатьевной они не разлей вода.
Скопинский край всегда был землей горняцкой, со славной историей, уникальными людьми, высокими достижениями. О добыче угля и передовиках угольной промышленности писали в местной газете, которая даже название одно время носила – «Скопинский шахтер». Сейчас на месте прежних шахт возвышаются терриконы, но живы те, кто добывал уголь, кто ежедневно шел в забой, не думая о трудностях, кому мы обязаны многими объектами соцсферы. Сергей Иванович Сысоев – как раз представитель шахтерского братства, профессиональный праздник которого мы отмечаем в последнее воскресенье августа. И праздник этот у них с женой один на двоих, но обо всем по порядку.
Они вполне могли бы не встретиться: парень из села Топилы Милославского района и воронежская девушка. Но все решает судьба, и молодые люди познакомились в… Ленинграде, где Сергей служил в армии, а Маша училась в медучилище и подрабатывала санитаркой в больнице. Встреча произошла на пляже, где оба они отдыхали с друзьями. Сергей поначалу понравился Машиной подруге, а ей самой этот высокий брюнет показался слишком уж худым и нескладным. Но парень был настроен решительно: почти сразу сделал предложение (которое Маша отвергла), встречал ее с учебы, провожал домой, и сердце девушки вскоре дрогнуло. Через 2,5 года они сыграли студенческую свадьбу, скромную, но веселую. Друзья подарили им весь комплект постельных принадлежностей и сервиз – все это Мария Игнатьевна хранит до сих пор как семейную реликвию.
Молодой жене еще год надо было учиться, поэтому Сергей вернулся после демобилизации домой. Образования у него не было – в семье воспитывалось семеро детей, отец-фронтовик был инвалидом, поэтому работать Сергей Сысоев начал кочегаром на железной дороге в 16 лет, потом был помощником машиниста на вывозном поезде, который доставлял уголь на поверхность. А после армии Сергей устроился на шахту № 4 навалоотбойщиком. Это одна из самых тяжелых профессий в горняцком деле: рубить угольные пласты отбойным молотком, в основном стоя на коленях, а потом ссыпать все это на монтаж. Работать приходилось на глубине от 60 до 94 метров. Первые дни было страшно, а потом привык, втянулся и уже не мыслил себе другой профессии, хотя открывали новые заводы и была возможность уйти на производство. Позже Сергей Иванович работал на шахтах № 6 и № 53 бригадиром, врубмашинистом, комбайнером на шнеке, который заменил отбойный молоток. И если другие учились всему этому в техникуме, то он осваивал новые профессии прямо на рабочем месте, причем экстерном.
Мария Игнатьевна тем временем приехала к мужу с медицинским дипломом, и молодая семья стала жить в мкр. Комсомольский. Девушка сначала устроилась медсестрой на шахту № 6, чтобы быть поближе к Сергею, но после одного опасного эпизода молодого специалиста перевели на должность заведующей здравпунктом в пос. Комсомольский, где она проработала 33 года! Мария Игнатьевна лечила горняков и их близких, причем приходилось быть не только фельдшером, но и терапевтом, стоматологом, акушеркой, а порой и ветеринаром – соседи просили поколоть уколы поросятам. Практика у Марии Сысоевой была серьезная. И как живут горняки, насколько опасна у них работа, она знала как никто другой. Каждый день с тревогой ждала мужа со смены, переживала, ведь и аварийные ситуации тоже были, а она всегда с ними, с земляками-шахтерами, в такие моменты рядом.
Сергей Иванович работы никогда не боялся, их бригада была самой производительной на шахте, потому и наград у моего собеседника много. Не раз он становился победителем соцсоревнований, ударником пятилетки и коммунистического труда, награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд», а его портрет регулярно украшал Доску почета. Мария Игнатьевна всегда гордилась мужем, и сейчас она с такой теплотой рассказывала про годы работы на шахте, про жизнь на Комсомольском, где столько друзей и коллег. Они всегда с удовольствием встречаются с Николаем Туренко, Александром Сияловым, Владимиром Цукановым, Анатолием Рыжовым, Владимиром Шефером, Алексеем Филюниным. Да, сейчас все горняки скопинского края уже люди, убеленные сединами, но годы работы на некогда прославленных шахтах закалила их и укрепила дружбу.
Сейчас у супругов Сысоевых двое детей, трое внуков и трое правнуков, которых они всегда с нетерпением ждут в гости. В комнате повсюду фотографии их любимых малышей, которые так быстро растут. А еще – подарки, которые Сергею Ивановичу вручали за доблестный труд, за преданность профессии и великий энтузиазм, с которым тогда работали многие. Всем ветеранам угольной отрасти Сысоевы пожелали крепкого здоровья, сил, долголетия, терпения, удачи и радости в жизни. Мы присоединяемся к этим пожеланиям и кланяемся всем, кто работал под землей, кто трудился на благо скопинской земли, не жалея сил и здоровья!
Прямая речь
Сергей Сысоев, ветеран угольной промышленности:
— Шахтерское братство – это особые отношения, мы как одна семья были. То, что работать приходилось в таких сложных условиях, очень сплачивало. Все ребята у нас были дружные, всегда чувствовалось плечо товарищей, иначе нельзя.
Мария Сысоева, ветеран труда:
— В поселковом здравпункте мне и зубы приходилось дергать, и роды принимать, и бежать в любое время по первому зову. Работа у нас была сложная, но почетная. Горняки меня любили, и до сих пор как встретимся – обнимемся, расцелуемся, как родные!