Таинственным кучером со старой фотографии в газете оказался Иван Амелин из поселка Каширин

Своих узнаешь всегда

В самом первом номере газеты «Александро-Невские вести» в новом 2019 году семью Амелиных из поселка Каширин ждал приятный сюрприз. В рубрике «Ретроальбом», где публикуются старые фотографии из жизни района, на снимке прошлых лет (даже со спины) супруги Марина и Виктор Амелины узнали своего отца и свекра Ивана Федоровича Амелина. А в лошади, запряженной в сани, – жеребца-тяжеловоза Ваську, которого еще называли пятитысячником, потому что именно такую цену заплатил за него совхоз рыбновскому конезаводу.

Так, благодаря старой фотографии, мы познакомились с удивительным человеком, влюбленным в лошадей и преданным своей страсти всю жизнь.

– Эта фотография сделана на Масленицу где-то в начале 80-х. Я тогда работал в совхозе «Александро-Невский» конюхом и каждый год на проводах зимы катал детишек на санках по Советской, – с ностальгией вспоминает Иван Федорович, вглядываясь в черно-белую фотографию в газете.

К общему праздничному веселью кучер готовился заранее. Женщины из пошивочного цеха (такой тоже был в совхозе) собирали специально для него разноцветные лоскутки, которые потом украшали густую конскую гриву и сбрую. С утра коня запрягал в аккуратные легкие санки с деревянными бортиками, сиденье покрывал мягким покрывалом, под ноги стелил душистое сено. Под дугой звенел медный колокольчик. Как пчелы на мед слеталась детвора на санки дяди Вани. Лучшей забавы для ребятни не придумать!

По жизни с лошадьми

Сейчас Ивану Федоровичу 87 лет. Но по блеску глаз видно, насколько приятно ему вспоминать прошлое. Неисправимый лошадник без устали готов говорить на любимую тему.

Когда же в его жизни впервые появились эти прекрасные животные?

– О, я на лошадь сел раньше, чем ходить начал. Так и не слезал больше, – смеется Иван Федорович. – Единственный только перерыв и был, это когда я в армии служил. А потом, где бы ни жил и ни работал, всегда лошади со мной.

В доказательство своих слов достал дед Ваня из семейного альбома пожелтевшую фотографию, где он, еще молодой и полный сил мужчина, гордо восседает на мощном тяжеловозе, покорно опустившем лохматую гриву.

– Это я на лесозаготовках. Не один год там проработал.

В Новодеревенском районе

В 1976 году из Чучковского района судьба забросила Ивана Федоровича в наш Новодеревенский район. И когда руководство совхоза «Александро-Невский» предложило Ивану Федоровичу место простого конюха, тот обрадовался и, конечно, согласился.

В конном подразделении «главнокомандующего» было восемь лошадей. Лошадь в те годы – основная тяговая сила в животноводстве. Подвезти комбикорма с мельницы, развезти  корма по фермам, доставить всякие грузы по хозяйству… Да и разной другой работы для сельской четвероногой труженицы всегда хватало. А в личном хозяйстве лошадь – так и вовсе незаменимая помощница.

За ответственный подход к порученному делу и добросовестное отношение к работе Иван Федорович пользовался почетом и уважением и у односельчан, и  у начальства. И было за что уважать – с душой работал Амелин. Любил животных, чувствовал их, болел и переживал, как за близких людей.

Выкормыш

Однажды был такой случай. По досадной случайности погибла кобыла – угодила в трясину. Остался от нее молочный жеребенок. Совсем еще маленький. Без матери выжить шансов у него было мало.

Сжалился Иван Федорович над сиротой. «Отдай мне его. Ведь все равно погибнет. А так, может, выхожу. Попытка – не пытка», – обратился он к главному зоотехнику. Но как отдать? Это же, какая-никакая, а собственность совхоза. Вот выписать можно – 110 рублей, пожалуйста, в кассу.

110 рублей! Да это же месячная зарплата! Почесал затылок Иван Федорович – что скажет жена? А, была ни была! Ну, должна же она его понять.

Нет, не пожалел Иван Федорович денег и привез «дорогой подарок» домой.

– Не знаю, что и делать с ним – не пьет молоко, хоть ты тресни, – придя со двора, сокрушалась жена Паня.

– Конечно, не будет пить. Конское-то молоко сладкое. Ты попробуй сахара добавить, – научил супругу Иван Федорович.

То ли угадали с кормежкой, то ли приемыш сам прочувствовал всю меру ответственности перед новыми хозяевами за свою жизнь, но вскоре общие усилия увенчались успехом. Малыш окреп, со временем превратился в красавца коня и еще долгие годы служил верой и правдой своему спасителю.

Прошу уволить с пенсии!

Много лошадей разной масти и с разным характером прошло через руки конюха Амелина, а в 1991 году вышел он на пенсию. И загрустил наш герой. И все-то вроде бы нормально, но что-то незримо важное вдруг исчезло из его жизни.

Главный зоотехник Виктор Ломакин, видя, как мается старый лошадник на заслуженном отдыхе, предложил стать личным «водителем кобылы» совхозного ветеринара. Иван Федорович так обрадовался этому предложению, будто всю жизнь его ждал. Да еще и зарплату за это будут платить! И не важно, что чисто символическую, главное, что он при деле, при любимом деле. В результате десять лет колесил он с ветеринаром Михаилом Синельщиковым по всем фермам совхоза, из одного отделения в другое.

Увели из-под носа

Тогда же, в 90-е, Иван Федорович испытал настоящее потрясение – его лошадь украли. А ведь сын Виктор его предупреждал: «Смотри, батя, лошадей воруют».

И надо же такому случиться – и впрямь увели. Причем так нагло и дерзко – средь бела дня, в людном месте… Как же это могло произойти с ним? Такого удара судьбы на старости лет опытный коневод Иван Амелин совсем не ожидал. А все потому, что трудно было ему принять новые условия наступившего лихолетья, когда все перевернулось с ног на голову, стерлись нравственные границы и каждый выживал, как мог.

«Надо что-то делать с отцом. Молчит. Не спит, не ест какой день», – с тревогой жаловалась мать сыновьям. Как тут помочь? Известно, как – клин клином вышибают. Отыскалась, как рассказывает сын Виктор, в совхозе кобыла-двухлетка. Строптивая, необъезженная. Пришлось некоторое время, конечно, поработать с ней, а вскоре уже запряженную с коляску ее подогнали к дому. Нате, пользуйтесь на здоровье.

«Ой, отец сегодня первое съел, второе, – на радостях прибежала доложить родным мать. – Даже чай выпил!» «Ну вот, ожил батя!» – с облегчением выдохнули все.

Ах эта Ночка!

Вот и за 80 уже перевалило. Последние годы Иван Федорович живет в семье сына Виктора. Даже в таком преклонном возрасте Ивана Федоровича по-прежнему увлечен лошадьми. Любовь к этим сильным, грациозным, умным животным передалась по наследству детям и внукам. Гнедая кобыла Ночка занимает привилегированное место в личном хозяйстве Виктора.

– Последние несколько лет папа сам развозил молоко по клиентам. Сейчас здоровье не позволяет. Но он каждый день выходит на улицу, чтобы навестить свою любимицу, – рассказывает невестка Марина.

Застоявшись во дворе, черная красавица размялась легкой рысью, распуская по ветру гриву, с удовольствием ребенка повалялась в снегу, а после купания встрепенулась всем своим массивным телом. Завидев старого друга, осторожно потянулась к нему своей огромной лошадиной головой, пытаясь коснуться его щеки мягкими, теплыми губами.

– В марте должна ожеребиться, – делится радостью Иван Федорович, гладя по холке Ночку.

– Кого ждете? Мальчика? Девочку?

– Девочку бы лучше, – по-детски смущаясь, отвечает он.