100 лет РГУ имени Есенина

100 лет РГУ имени Есенина

Первый в Рязани классический вуз — Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина — отмечает в этом году столетие.

Первый директор

М. А. Александрова.jpg

Мария Александрова

«Из столицы в Рязань…» – знакомые сочувственно- понимающе провожали на вокзале молодую вдову, хрупкую миловидную женщину. Кому-то из них она была верным другом, кто-то видел в ней перспективного ученого, для всех петербургских знакомых она оставалась сильной духом женщиной и прекрасной матерью троих дочерей.

Мария Алексеевна Александрова уезжала на службу в провинцию. Выпускницу Бестужевских курсов, молодого историка и преподавателя рекомендовали на должность начальницы первого в России женского учительского института. Зимой 1916 года Александрова прибыла в незнакомый ей губернский город.

Она сама столичной дамой по происхождению никогда не была. Биография Марии Александровой — в чем-то пример, а в чем-то — классическая история того времени. Дочь служащего из города Вильно Мария Алексеевна окончила Виленское Мариинское высшее училище, затем поступила на историко-филологический факультет знаменитых Бестужевских высших курсов. «Женщина-ученый» – и сейчас это встречается нечасто, а что говорить о рубеже XIX-XX веков!

Вопреки традиционным представлениям о жизненном пути молодой гимназистки из хорошей семьи, то есть «учеба, замужество, материнство», Мария продолжила заниматься наукой, специализируясь по русской истории под руководством профессора Платонова. Эти занятия спустя годы позволят ей, даже уступив пост руководителя, сохранить возможность заниматься любимым делом, а именно – преподаванием. А пока романтическую натуру манили приключения.

Идеи просвещения и служения народу витали в воздухе. Узнав о вакансии в одной из гимназий на другом краю страны, в Хабаровске, Мария, не задумываясь, решила ехать. Уговоры родных и предостережения друзей казались ей пустой тратой времени. Дальний Восток манил, целеустремленной барышне как воздух нужны были трудности и приключения. Так ковались характер, сила воли, лидерские качества, азарт и трудолюбие.
Уже через год молодую преподавательницу французского языка, русской и всеобщей истории и педагогики назначили временно исполняющей обязанности начальницы женской гимназии.

На далеких берегах Амура

В 25 лет, на другом конце света, без родных и без какой бы то ни было поддержки, по сути – еще девочка, вчерашняя бестужевка успешно справлялась с новой ролью. Более того, слух о молодой директрисе долетел и в столицу. В Петербурге говорили о Хабаровской гимназии, где, сверх обычных занятий по устоявшимся программам, новая начальница организовала для детей лекции и практические работы по огородничеству, садоводству и пчеловодству, открыла образцовый рисовальный и рукодельный классы. При ней стали проводиться экскурсии по Амуру и его окрестностям, было положено начало летней трудовой колонии.

А между среди педагогов даже в начале ХХ века в России было немного. Специализированных женских учительских институтов в России до 1915 года не было вовсе, и педагогическая активность дам зиждилась на энтузиазме и врожденных способностях. Но вот попечитель Московского учебного округа Александр Тихомиров ходатайствует перед Министром народного просвещения о разрешении учредить женский учительский институт.

Выбор пал на Рязань, и в 1915 году принято окончательное решение: педагогическому институту быть.
Впрочем, пока в центральной России вершились образовательные реформы, в жизни Мари Алексеевны тоже случились перемены. Она вышла замуж за инженер-генерала Н.Ф. Александрова, подала прошение об отставке и занялась воспитанием собственных детей.

Возвышаясь над будничной жизнью

В 1909 году семья Александровых переезжает в Петербург, где деятельная Мария Алексеевна – в составе активистов родительского кружка – принимает участие в работе съездов по дошкольному воспитанию и продолжает работу в Археографической комиссии. Идеальный компромисс для неспокойной натуры и заботливой хранительницы очага: столичная жизнь позволяет сочетать заботы о доме с занятиями наукой.

Увы, идиллия длится недолго. В октябре 1915 года ушел из жизни муж, прежняя размеренная жизнь закончилась, новые обстоятельства и времена принесли с собой глобальные перемены. Предложение отправиться в Рязань возглавить новое уникальное для страны учебное заведение – женский педагогический институт, прозвучало как спасение от одиночества и горестных мыслей.

Мария Алексеевна с дочерьми.jpg

Мария Алексеевна с дочерьми

В свою очередь вопрос о кандидатуре на открывшуюся вакансию в министерстве Народного просвещения обсуждался не долго. Историк Сергей Платонов, не задумываясь, назвал имя соратницы и помощницы по научной деятельности — Марии Алексеевны Александровой .

Пока новая начальница высших женских курсов хлопотала о переезде, в Рязани проводился набор абитуриенток. 20 октября 1915 года газета «Рязанский вестник» поместила объявление об открытии женского учительского института в Рязани, в котором сообщалось, что «прием прошений от лиц, желающих поступить в институт производится ежедневно от 11 до 13 часов в канцелярии высшего начального училища на улице Астраханской» (ныне школа № 10). В Правилах сообщалось, что в институт принимаются лица женского пола всех званий и состояний не моложе 16 лет, окончившие курс 8-классных женских гимназий. Для поступления необходимо предоставить метрическое свидетельство, копию аттестата, сведения об одобрительном поведении от учебного начальства.

По решению педагогического совета института, в 1 класс приняли 27 воспитанниц, из которых 10 человек зачислили на казенную стипендию.

А у Марии Александровой началась новая жизнь в провинции. Рязань не давала ей скучать. Наряду с вереницей вопросов по организации учебного процесса перед директором нового учебного заведения разом встало множество бытовых проблем. В частности, своего помещения у нового института не было, он арендовал классы в здании женской гимназии госпожи Анны Константиновны Беккер (ныне Рязанский художественный колледж имени Вагнера). Но это было временное решение, требующее скорейших перемен.

И в отсутствие собственных стен, вопреки бытовым неурядицам, Александрова прежде всего думала о стенах и фундаменте человеческих отношений, выстраивала свой коллектив. По воспоминаниям современников, институт представлял собой «что-то цельное, сплоченное, сроднившееся – это было духовное общежитие, в центре которого стояла начальница, Александрова Мария Алексеевна». В частности, говорили о «христианском всепрощении и самообладании, редкой способности возвышаться над будничной жизнью». А возвышаться приходилось.

Выпускн Рязанского женского учительского института. 27 мая 1918 года..jpg

Выпуск Рязанского женского учительского института. 27 мая 1918 года

Голодные и смутные времена первой мировой войны, а затем революционных настроений меняли жизнь стремительно и до неузнаваемости. В институте всего лишь один выпуск был чисто женским – 27 мая 1918 года. Временным правительством летом 1917 года Рязанский женский учительский институт был преобразован в смешанный. Впрочем, трудностей и лишений у педагогов-энтузиастов от этого только прибавилось. И с удвоенной энергией старалась Александрова сохранить уникальный педагогический коллектив, традиции которого были заложены в начале века и бережно хранятся до сих пор. Доверчивая, великодушная, не выносившая людских страданий, она была готова делиться последним в самые разгромные, голодные годы.

Александрова чуждалась тщеславия и гордыни, а потому с легкостью уступила лидерские позиции. 5 октября 1918 года Рязанский Учительский институт был преобразован в Рязанский педагогический институт (РПИ) – первое высшее учебное заведение на Рязанской земле. Ректором РПИ стал Павел Иванович Процеров, а Александрова продолжила читать лекции и вести семинары.

Сильная духом

Находясь в бедственном материальном положении, Мария Алексеевна осталась в Рязани, отказавшись от предложения С.Ф. Платонова вернуться в Ленинград для продолжения научной работы. По поручению Совета института Мария Алексеевна часто выезжала в командировки – в Москву, в города и местечки рязанщины. Читала лекции по русской истории и методике преподавания истории, вела курсы «Культура Московской Руси ХV – ХVII вв.», «История народного образования». На ее занятиях в числе слушателей – будущие знаменитости: историк Лев Владимирович Черепнин – действительный член Академии Наук СССР, заслуженный артист РСФСР Николай Иванович Боголюбов, ставший лауреатом шести Сталинских премий, всемирно известный физик-методист Александр Васильевич Перышкин, учебники которого седьмой десяток лет издаются в нашей стране и за ее рубежами.

Лев Владимирович Черепнин.jpg

Лев Черепнин

Занимаясь преподавательской деятельностью, работая в архивных ученых комиссиях и будучи в постоянном волнении за судьбы собственных детей Александрова не жалела себя. В 1921 году врачи поставили диагноз – диабет, а потом и вовсе – туберкулез легких. Будучи тяжело больной, усилием воли превозмогая хроническое недомогание, она продолжала совмещать работу в архиве с преподаванием в педагогическом техникуме. Возвращалась домой обессиленная и немедленно ложилась. Многолетний труд на пределе физических возможностей спровоцировал развитие болезни.

Николай Иванович Боголюбов.png

Николай Боголюбов был одним из слушателей лекций Марии Александровой

Здоровье Марии Алексеевны таяло на глазах. Перед кончиной она подарила библиотеке института большую часть своего редкого собрания книжных богатств. В 2 часа ночи на 1 октября 1924 года Марии Алексеевны не стало. Похоронили первого директора высших педагогических курсов для женщин в России на кладбище Спасо-Преображенского монастыря Рязанского Кремля, что говорит о высокой оценке обществом её вклада в становление высшей школы в городе Рязани. Сегодня, в преддверии 100-летия ВУЗа память об Александровой увековечена в музее университета и тех традициях, что были заложены хрупкой, но сильной духом женщиной ровно век назад.

Римма Максимова, Нина Чельцова.

Фото из собрания музея краеведения и истории РГУ имени Есенина.