920 лет Рязани
920 лет Рязани
В этом году Рязани исполняется 920 лет. В канун торжеств издательство «Пресса» запускает проект, который расскажет о том, что почтенный возраст — не повод становиться запыленным музейным экспонатом. И сегодня в Рязани есть те, кто делает город современным, а жизнь в нем — интересной.
Творят, придумывают и пробуют…
Уходящая натура
Голос из тихого прошлого
Творят, придумывают и пробуют…
Слухи о равнодушии и чрезмерном прагматизме нашей молодежи сильно преувеличены. Да и мнение о застое в культурной жизни Рязани не соответствует действительности
Этих двух девушек, казалось бы, ничего не связывает. Они выбрали для себя совершенно разные профессии. Одна – музыкант, поет в рок-группе, другая – заканчивает художественное училище им. Вагнера и всерьез увлекается фотографией. Они никогда не встречались, но, несмотря на это, общего у них больше, чем у многих закадычных друзей. Арт-директор антикафе «Биг Бен» Альбина Калинина и организатор выставки «ФотоМол» Мария Пономарева играют немаловажную роль в культурной жизни Рязани. Они не только продвигают личное творчество, но и помогают еще совсем неопытным, начинающим музыкантам, поэтам и фотографам развивать их талант.
От кухни до антикафе
Альбина Калинина или, как называют ее домашние, Алька, еще несколько лет назад и не думала о том, что музыка станет для нее больше, чем просто увлечением. Хотя сочинять песни она начала в 15 лет. Играть на гитаре научили знакомые музыканты. Хотя, точнее будет сказать, не научили, а помогли научиться.
– Ребята объяснили что к чему, показали базовые аккорды. После нескольких недель самостоятельных тренировок все начало получаться. Стихи я тогда уже писала, поэтому сразу стала совмещать, – рассказывает Альбина.
С того момента прошло уже шесть лет. Сейчас Альбина Калинина, помимо работы в «Биг Бен», поет в рязанской группе «Кислород» или, как любят называть себя сами музыканты, «о2». Отношения в коллективе теплые, группа пользуется успехом в городе и за его пределами. Казалось бы, что еще нужно музыканту для счастья? Но три года назад Алька ввязалась в настоящую музыкальную авантюру – вместе с приятельницей и тоже музыкантом Любовью Бессоновой решила попробовать возродить ушедшую, казалось бы, в небытие, традицию домашних музыкальных вечеров – «квартирников».
Квартирник в «Антикафе»
Во времена СССР концерты большинства рок-музыкантов запрещались, но талантливых людей, желающих поделиться своим творчеством, от этого меньше не становилось. Сдаваться они не желали и выход конечно нашли. Концерты стали проводить «по-тихому», в квартирах.
К счастью, тяжелые для рок-музыки времена давно миновали, но проводить квартирники у музыкантов вошло в привычку. Сначала Алька и Люба стали собирать людей все так же, по старинке дома, в чьей-нибудь уютной кухне. Но уже довольно скоро пришло время выводить концерты на новый уровень, и вместо традиционных кухонных посиделок Альбина предложила рязанской музыкальной тусовке выступать в антикафе «Time in Play». Идея оказалась удачной. На новой площадке помимо уже знакомых ей музыкантов и поэтов появлялись все новые и новые лица, а в числе выступающих звучали незнакомые имена. Музыканты-одиночки стали объединять свои силы. Таким образом, свою совместную творческую жизнь начали и ребята из пока еще молодой, но уже известной в Рязани группы «На Грани Слов».
Группа «На грани слов»
Сейчас ребят можно увидеть на большинстве музыкальных площадок нашего города. А их появление на, теперь уже таких родных квартирниках вызывает у зрителей бурю положительных эмоций.
За три года своего существования квартирники сменили не одну площадку и окончательно пустили корни в студии — баре «The Peashem». Сейчас концерты там бывают раз в месяц. Поделиться своим творчеством с другими может любой желающий. Вход на концерты принципиально сделали свободным как для поэтов и музыкантов, так и для зрителей.
– Мне нравится давать музыкантам и поэтам возможность выступить там, где это реально будет интересно слушателям, — говорит Альбина. — Круто наблюдать, как люди растут в творческом плане…
Фестиваль «Босиком» на Лыбедском бульваре
Молодые для молодых о молодых
Другая рязанская активистка, Мария Пономарева, уже во второй раз взвалила на свои плечи организацию выставки работ молодых фотографов «ФотоМол».
Впервые выставка состоялась еще четыре года назад и была совместной идеей Владимира Кованова, преподавателя фотографии в художественном училище имени Вагнера, и талантливого фотографа Валентина Евкина. Проект получился, желающих представить свои снимки на суд зрителей оказалось довольно много. Таким образом, выставка стала ежегодной. И администрация художественого училища предложила своим студентам-третьекурсникам взять организацию следующей выставки на себя. Это значило, что кому-то из ребят нужно было принимать заявки от потенциальных участников, отбирать работы, оформлять их и отведенную для экспозиции выставочную площадку…
Работа участника «ФотоМол»
В прошлом году Маша Пономарева успешно справилась с задачей. 2015 год выдался для нее очень суматошным: на носу окончание училища, отправка документов в вуз… Защита диплома, подготовка к поступлению – для студента это целая жизнь. Именно из-за большой нагрузки студентов выпускного курса обычно не просят заниматься организационными работами. Но в этот раз добровольца из ребят помладше не нашлось, и Маше предложили провести «ФотоМол» еще раз. Она согласилась. Не бросать же хорошее дело…
– Кстати, название фестиваля «ФотоМол» никак не связанно с торговым центром, – смеется Мария. – Просто соединили в одном слове фотографию и молодежь!
По традиции выставка проходит в музее истории молодежного движения, организуют ее молодые студенты, участвуют молодые фотографы, на официальное открытие Маша пригласила молодых музыкантов. В день открытия в МИМД будет действовать специальная съемочная площадка, на которой порадует гостей молодая команда: визажист Дарья Ковтун, стилист Юлия Козочкина и фотограф Мария Пономарева… В общем, оба слова в названии вполне оправданы.
Работа участника «ФотоМол»
В этом году провести фестиваль оказалось сложнее, чем прежде. Училище практически полностью вышло из игры и переложило всю ответственность на плечи студентов в лице Маши. Хотя, в общем, ее это не сильно напугало, скорее наоборот, возможность сделать все самостоятельно, доказать, что это ей под силу, девушку только раззадорила. Она нашла спонсоров, готовящих для участников фестиваля сюрпризы. Несмотря на то, что выставка не будет похожа на конкурс, авторам особенно интересных работ вручат небольшие подарки. В общем, очередную трудную задачу Маша решила, за что ей наверняка достанется «спасибо» от рязанских любителей фотографии.
– «ФотоМол» – это отличная возможность вывести в свет начинающих фотохудожников, — считает Мария. — Тем более, выставка продлится все лето и за это время посмотреть ее успеют многие люди.
Вместо послесловия
Даже несмотря на то, что Алька и Маша не знакомы лично, занимаются девушки одним большим общим делом. Своими проектами они стараются пробудить в молодежи интерес сразу к искусству и творчеству и, тем самым, протоптать еще одну стежку на пути культурного развития нашего города. К тому же, они не только показывают рязанцам творчество начинающих музыкантов, поэтов и фотографов, но и знакомят их между собой. Возможно, эти знакомства когда-нибудь приведут к появлению новых творческих команд, которые будут развивать не только свой талант, но и помогать в этом начинающим.
Мария Кузнецова
Фотографии для публикации предоставлены Альбиной Калининой и Марией Пономаревой.
Уходящая натура
В самый разгар лета в Рязанском областном научно-методическом центре открылась персональная выставка фотохудожника Сергея Новикова «Моя Рязань». Она объединяет около 70 работ, созданных автором в разные годы. Выставка, целиком и полностью посвященная родному городу, стала творческим подарком автора к 920-летию Рязани. Вплоть до 1 сентября любой желающий мог ознакомиться с экспозицией. Тем же, кто не успел этого сделать, мы предлагаем пролистать страницы нашего журнала.
По крупицам
Задача, которую ставил перед собой Сергей Новиков, собирая материалы для выставки, – снять ту Рязань, «которая была когда-то». На его снимках – старые дома, тихие переулки. Подворотни, где из-под размытого грунта проступает старинная брусчатка. Деревянные скамейки, – раньше такие были в каждом дворе, а теперь чтобы найти натуру для съемок, фотографу вместе с другом Сергеем Абакумовым пришлось обойти полгорода…
Глядя на фотографии, сразу не скажешь, когда они сделаны: год-два назад, или с тех пор прошло уже несколько десятилетий. Неброская одежда на людях, отсутствие в кадре машин, проводов и рекламных вывесок. В окнах – деревянные рамы, никакого пластика.
– В Рязани остается все меньше мест, хранящих дух «того времени», прошлого, по которому ностальгируем мы, поколение 70-х годов, – сетует автор. – Если и остался где-то старый дом, то люди там уже не живут, он стоит одинокий, кренится и ждет сноса. Или, например, блошиный рынок в центре Рязани, – еще недавно он существовал, а теперь его больше нет… Время уходит. Успеваешь схватить буквально по крупицам.
Движения души
В работах Сергея Новикова раскрыта не только тема уходящего времени. Человеческая жизнь тоже проходит, и сделать с этим ничего нельзя, остается только принять, как факт. Вот в фонтане на площади Театральной купаются беззаботные дети, у которых все только начинается, а вот у того же фонтана примостилась старушка, устало склонив голову, – образ человека уходящего. Заключительный «мазок» этой фотоработы – взмывающий голубь, символ человеческой души.
Немало снимков для выставки было сделано в городском парке на улице Ленина.
– Благодаря этому парку все еще сохраняется монолитность центра Рязани, – уверен Сергей Новиков. – В нем до сих пор царит та же атмосфера, что и 100 – 200 лет назад…
Сергей Новиков часто находит вдохновение и идеи для работ в городском парке на улице Ленина.
Пожалуй, многие рязанцы согласились бы с автором выставки. Ежедневно горожане приходят в парк на Ленина. Он служит излюбленным местом для свиданий у молодежи, – вот на одном из снимков Сергея Новикова парень и девушка обнимаются на скамейке, – и местом для неспешных прогулок пожилых людей. А вот еще один интересный снимок: старушка с котомкой забрела в парк и присела отдохнуть. Скорее всего, приехала издалека, из района, и утомилась, находившись по улицам Рязани в решении каких-то своих насущных вопросов. Но села она почему-то не на скамейку, а на пенек – и сразу стала похожа то ли на бабушку Ягу, то ли еще на какую-то героиню наших древних сказок…
Сквозной темой через всю выставку Сергея Новикова проходит Рязанский кремль, как неотъемлемая деталь нашего городского пространства. Однако автор принципиально избегает красивых «туристических» видов, ищет неожиданные ракурсы и решения.
Вот купола Успенского собора «венчают» полуразвалившийся домик с ржавой крышей: такой вид открывается из одного из «околокремлевских» двориков. Вот белоснежные голуби пьют воду из лужи вместе с золотом отраженных куполов. А вот нищенка в черных одеждах примостилась где-то «на краю» идеально белого пространства, на занесенном снегом мосту перед колокольней Успенского собора… Удивление вызывают и козы, принадлежащие местному священнику, и по этой причине буднично пасущиеся на территории кремля…
Красота на фотографиях Новикова – не глянцевая, не «коммерчески привлекательная». Он стремится запечатлеть куда более ценное и тихое – движения человеческой души. …Молодая женщина с ребенком на руках вышла из храма – и тот вдруг потянулся рукой к каменной резьбе. Малыша заинтересовали вековые узоры. Получилась трогательная, искренняя и красивая фотография.
Практически в каждой работе есть какой-то штрих, придающий снимку законченность, собирающий всю композицию в одно целое. Это может быть ворона в небе или кошка на тротуаре, свет, падающий из окна, или летящие по ветру осенние листья… В одном кадре гармонично сочетается и высокое, и повседневное, а провинциальность, которая и теперь еще оставшаяся в некоторых уголках Рязани, как-то по-особому щемит душу.
Досье
Новиков Сергей Иванович родился в 1954 году в Рязани. Более 30 лет профессионально занимается фотографией. Член Союза фотографов Рязани, Международной ассоциации творческих фотографов, рязанского фотоклуба «Мещера».
Автор более пятидесяти выставок. Темы его творчества – женский портрет, репортаж, пейзаж. Один из главных принципов – пристальное изучение объекта, стремление показать его с неожиданной стороны.
В 2007 году в издательстве «Пресса» вышла книга «Рязанские народные промыслы и ремёсла», в которой помещено более 100 фотографий Сергея Новикова. Автор проявил себя мастером видеть красоту предмета декоративно–прикладного искусства, остро чувствующим его яркую образность и народный юмор.
Более двадцати лет Сергей Новиков работает на родине С.Есенина в селе Константиново, наблюдая красоту этого места в разные времена года, часы дня. Фотохудожник много ездит по Рязанщине, привозя замечательные репортажи с мест событий культурной и общественно-политической жизни области.
Оксана Калашникова. Фото Сергея Новикова
Голос из тихого прошлого
Сложно представить, что всего несколько десятилетий назад многие улицы в самом центре Рязани выглядели совсем иначе. Там, где сегодня высятся многоэтажные строения и жизнь бьет ключом, еще не так давно мирно дремали в тени развесистых лип одноэтажные домики с резными наличниками, со скрипучими крылечками… Конечно, нет ничего плохого в том, что город растет и развивается, шагает в ногу со временем. Однако зачастую прогресс бывает безжалостен – он уничтожает то, что хотелось бы сохранить – как часть нашей истории или просто как память.
Пешие прогулки
К нам в редакцию попал уникальный материал – фотопленки, на которых отсняты деревянные дома, стоявшие когда-то на центральных улицах Рязани. Эти снимки были сделаны в 70-х годах прошлого века и принадлежали писателю и краеведу Дмитрию Акимовичу Коновалову. Талантливый исследователь истории Рязанского края ушел из жизни в 1993 году, и долгое время пленки хранились в его семейном архиве. Нам предоставил их племянник Дмитрия Акимовича – Василий Андреевич Коновалов.
Заметим, что и сам Василий Коновалов – человек, известный рязанцам. В первую очередь – как художник, воспевающий в своих пейзажах красоту родного края, автор нескольких персональных выставок, одна из которых, под названием «От весны до весны», открылась в мае этого года в Доме-музее И.П. Пожалостина. Кроме того, Василий Андреевич пишет прозу, выпустил книгу своих стихов «Мелодия жизни».
Но все это – день сегодняшний. А тогда, 40 лет назад, выпускник Рязанского художественного училища, работающий художником-оформителем в Рязанских художественно-производственных мастерских Союза художников России, с удовольствием совершал долгие пешие прогулки по городу со своим дядей. Дмитрий Акимович был для него и лучшим другом, и непререкаемым авторитетом.
– Это была его идея – фотографировать старые деревянные дома с резьбой, — говорит Василий Коновалов. — Он хотел сохранить память о той старой Рязани, которая уже тогда стремительно разрушалась… Мы заранее намечали маршрут. Я снимал интересные объекты на свой «Зенит», а он записывал названия улиц, номера домов… Тогда многие дома выглядели очень интересно.
Результатом этих прогулок, которые продолжались в 1974 -–78 годах, стало 40 отснятых фотопленок (каждая – в картонной коробочке, аккуратно подписанной рукой Дмитрия Коновалова), плюс – записная книжка с его пометками.
– Эти пленки имеют большую ценность, – уверен Василий Андреевич. – Жалко, что фотографии не были сделаны еще раньше, когда домов было больше. Мы взяли то, что застали…
Застенчивая простота
Улицы Пожалостина, Павлова, Кудрявцева, Некрасова, Горького, Щедрина, Цветной бульвар, – эти и десятки других названий, хорошо знакомых каждому горожанину, мелькают на картонных упаковках. Специалистам предстоит еще потрудиться, оцифровывая ценные фотоархивы. Но уже сейчас эта работа идет, и кадр за кадром Рязань проявляется из прошлого.
На некоторых фотографиях попадаются люди: степенная старушка в зимнем пальто и пуховом платке, велосипедист в кепке, курсанты в шинелях и начищенных сапогах, мелкие пацанята в куртках на вырост – как стайка озорных воробышков… Дмитрий Коновалов с племянником не ставили себе такой задачи – непременно сделать снимки с людьми. Но благодаря тому, что это все-таки происходило, мы сейчас можем составить представление о рязанцах того времени. О людях, живших в тех домах, большинства из которых уже не существует, ходивших по улицам, которые изменились до неузнаваемости.
На месте многих бревенчатых и дощатых «развалюшек» выросли многоэтажные дома, офисные и торговые центры с пестрыми вывесками, кафе. Они стали повседневными декорациями нашей современной жизни. Смотришь на снимки Дмитрия Коновалова – и поражаешься застенчивой простоте Рязани 70-х годов. Нет ни бесконечной вереницы припаркованных вдоль тротуаров автомобилей, ни рекламных вывесок на каждом углу. Главное очарование тихих улочек – это неповторимость каждого деревянного дома: один привечает прохожих затейливым резным крыльцом, другой – расписными ставнями, а у третьего – сказочной красоты ворота и палисадник… И кажется, что у каждого дома свой характер и своя история, в которую вплетены судьбы строивших и населявших их людей.
В поисках себя
Судьба самого Дмитрия Коновалова складывалась непросто. Но, тем не менее, он оставил после себя заметный след, стал автором интересных, познавательных книг. «Он хотел, чтобы читая эти книги, новые и новые поколения рязанцев лучше знали историю родного края и гордились своей малой родиной, как он сам. Полжизни в других краях он безуспешно искал литературного успеха, а нашел его на рязанской родине», – отмечает Николай Аграмаков, писатель-краевед, в своем очерке, посвященном жизненному пути Дмитрия Коновалова («Билет в прошлое. Тайны губернской Рязани»).
Автор описывает, как Коновалов долгие годы шел по «чужой колее», состоя на военной службе – сначала фельдшером, затем следователем. Всё это время он постоянно думал о литературном творчестве, «днем и даже ночью создавал мысленно свои будущие произведения». Однако все его попытки реализоваться на писательском поприще терпели неудачу: литературные журналы и газеты возвращали назад рукописи его статей, повестей и рассказов.
Но Дмитрий Коновалов не сдавался. С юных лет его любимым автором был Михаил Лермонтов, и на становление его самого, как писателя, большое влияние оказал известный лермонтовед Ираклий Андронников. Его похвала окрыляла молодого Коновалова и помогала поверить в свои силы, а критика стимулировала творческий рост и дальнейшие поиски себя. И именно Андронников однажды, много лет спустя, когда Дмитрий Акимович уже достиг определенных успехов в краеведческой работе, посоветовал ему «не отрываться от родной почвы», посвящать свои исследования рязанскому краю и живущим здесь людям.
30 августа 1960 года вышел приказ об увольнении майора юстиции Дмитрия Коновалова в запас, и он с семьей переехал из Крыма, где нес службу, в Рязань. Ему было на тот момент 42 года, и лишь теперь, на родной земле, фортуна наконец-то повернулась к нему лицом. В газете «Рязанский комсомолец», а затем и в «Приокской правде» появились его первые публикации.
На протяжении нескольких десятков лет Дмитрий Коновалов собирал по крупицам ценные исторические материалы о людях и о событиях, связанных с Рязанским краем: о Циолковском, Павлове, Пожалостине, Есенине, Полонском, о семье Пироговых, о Новикове-Прибое, о Петре I…
В августе 1966 года в Солотче Коновалов встретился с Константином Паустовским и высказал ему мнение об открытии музея в доме И. П. Пожалостина.
Он побывал в рязанской квартире Александра Солженицына и пообщался с его женой (сам писатель был в это время в отъезде). Его интересовала жизнь и судьба членов семьи Есениных. Коновалов «сумел разыскать 17 подлинных писем Сергея Есенина и пережил непередаваемое волнение от редкой находки».
Дмитрия Коновалова интересовали судьбы рязанских художников – Малявина, Архипова, Радимова, Калиниченко. Как подчеркивает в своей работе Николай Аграмаков, «Дмитрий Акимович поразился прозорливости Калиниченко, который ещё в 1920-е годы советовал молодым художникам делать зарисовки деревянных домиков Рязани, фотографировать: «Уйдет из жизни все это, уйдет. А старину так захочется вспомнить, посмотреть!». Как нам уже известно, впоследствии Дмитрий Коновалов последовал этому совету…
Ценные краеведческие материалы, собранные Дмитрием Акимовичем, ложились в основу его рассказов и очерков, которые затем собирались в книги.
– Все, о ком писал мой дядя, окрашены светом его личности, – отмечает Василий Коновалов. – Это милые люди, чистые и доброжелательные. Жизнь в его очерках гармонична и осмысленна.
По рассказам Василия Коновалова, Дмитрий Акимович был очень пунктуальным человеком и постоянно вел дневники, стараясь не пропускать ни дня, описывая каждое событие своей жизни, каждую встречу и открытие… В итоге, его личных дневников накопилось 243 записные книжки. Его сын Владимир Дмитриевич бережно сохранил их и сдал в ГАРО (Государственный архив Рязанской области).
К сожалению, не все свои творческие задумки Дмитрий Коновалов успел воплотить в жизнь. Он скончался от инсульта 23 июля 1993 года, прожив 75 лет.
Светлая память
Просматриваешь черно-белые снимки деревянной Рязани много раз подряд и чувствуешь щемящую грусть, когда осознаешь: вся эта красота существовала, казалось бы, не так давно, во временных пределах одной человеческой жизни, но почти вся уже канула в безвозвратное далеко. Нам же в наследство остались работы Дмитрия Коновалова.
– Нас многое объединяло, – вспоминает о своем дяде Василий Андреевич. – Мы оба любили природу, оба ценили классическую литературу, тянулись к прекрасному в жизни… Он был твердо уверен, что каждый человек обязан сам строить свою жизнь, руководствуясь выводами разума. Он осуждал безвольные натуры, живщие стихийно… В Акимыче много было от века минувшего, когда все делалось неторопливо, качественно и надежно, Таким было и его творчество. Свои очерки и книги делал очень основательно. Он говорил, что писатель должен знать в сто раз больше, чем будет написано в книге. В его статьях нет темных мест. Все прозрачно и ясно. Все, о ком он писал, окрашены светом его личности… Он создал для себя свой мир, гармоничный, чистый, высоконравственный. Находил в жизни людей, близких его идеалам, и жил легко и свободно в этой среде.
Досье
Коновалов Дмитрий Акимович
Родился 8 октября 1918 года в селе Незнаново Кораблинского района. В 1945 году поступил в Рязанский художественно-педагогический техникум. Но спустя год полуголодной студенческой жизни уехал в Подмосковье, трудился на заводе.
В 1939 году поступил в Кронштадское военно-морское медицинское училище, которое окончил в начале войны. В звании лейтенанта медицинской службы был направлен на Дальний Восток. Служил в береговых частях Тихоокеанского флота.
В должности военного фельдшера участвовал в войне с Японией, обеспечивал медицинской помощью боевые вылеты авиации и работу связистов. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалью «За победу над Японией» и другими.
После войны окончил заочно Владивостокский учительский институт, затем Военно-юридическую академию. В течение пяти лет исполнял обязанности военного следователя в военных прокуратурах Севастопольского, Евпаторийского и Потийского гарнизонов Черноморского флота. В 1960 году уволился в запас в звании майора.
С 1961 года переехал в Рязань, преподавал юридические дисциплины и в то же время занимался краеведением. Автор краеведческих книг «Солотчинские были» (1971 г.), «Детство и юность Малявина» (1978 г.), «Дорогие имена» (1984 г.), «Рязанские истории» (1990 г.).
При подготовке статьи использованы материалы сайта http://rodnaya-storona.ru/
От редакции
Для иллюстрации этого очерка мы использовали фотоснимки, которых еще никто не видел. Долгие годы в семейном архиве хранились проявленные фотопленки-негативы, с которых никто никогда не делал отпечатков! И сегодня вы видите лишь малую часть из бесценного собрания.
Мы продолжим публиковать уникальный фотоархив. И еще подумаем, как сделать процесс интересным для читателей. Предложим угадать дом, запечатленный больше 40 лет назад, или попросим фотолюбителей снять виды Рязани с той же точки, что делал это Василий Коновалов – пока не решили. Может быть, у кого-тоесть идеи поинтереснее? Готовы выслушать! Пишите, звоните – адрес и контактные телефоны есть на сайте издательства «Пресса».
Оксана Калашникова
Фото Василия Коновалова