Юлия Никитушкина из Пителинского района в 20 лет стала пилотом
22-летняя Юлия Никитушкина, уроженка Пителинского района, управляет пассажирским самолетом с почти двумя сотнями пассажиров на борту. На сегодняшний день она самый молодой пилот авиакомпании.
Объявление командира экипажа по громкой связи перед вылетом «… сегодня с вами командир корабля Иванов и второй пилот Юлия Никитушкина» и женский голос основного пилота не является ныне чем-то удивительным. В уже на начало 2018 года женщины были представлены в разных специальностях: инженеры – 592 человека, водители – 5, техники – 3, командиры воздушного судна (КВС) – 6 человек и 25 вторых пилотов. Но в 20 лет стать полноценным вторым пилотом! Вот что удивляет и восхищает одновременно.
Корреспондент районной газеты «Сельская жизнь» встретился с Юлией, когда она приезжала в село Пеньки к бабушке Инессе Федоровне. Из первых уст он услышал, как ей удалось в столь молодом возрасте стать пилотом, насколько сложным был этот путь и каково это – управлять пассажирским самолетом. А еще она ответила на многочисленные вопросы читателей районной газеты «Сельская жизнь».
– Юлия, как вам в 20 лет удалось стать полноценным пилотом пассажирского самолета в самой большой авиакомпании России?
– На самом деле, в этом нет чего-то удивительного. Сразу после окончания Пителинской средней школы, кстати, с золотой медалью, я решила поступать в Сасовское летное училище гражданской авиации имени Героя Советского Союза Г.А. Тарана. Окончила его в июне прошлого года, пришла устраиваться в авиакомпанию. Меня приглашали и в другие российские авиакомпании, но я выбрала именно эту.
Главной проблемой для выпускников летных училищ является недостаточное знание английского языка, более того, технического английского. Я решила заниматься им еще в летном училище. Дальше все стандартно: несколько месяцев переподготовки в учебно-летном отряде, бесконечные занятия, тесты, тренировки и полеты на симуляторе в городе Ульяновске. Для сведения, этот тренажер дает 95-процентную имитацию полета. Затем экзамены, которые принимает очень строгая мандатная квалификационная комиссия (МКК). В экзаменационной группе я была единственной девушкой.
Председатель комиссии после всех экзаменов поставил меня в пример, как нужно отвечать на вопросы. Далее три месяца летала в качестве пилота-стажера и в апреле этого года отправилась в первый рейс в качестве полноправного второго пилота.
– Очень волновались в тот день?
– Если честно, то не совсем. Я же на тот момент отлетала почти 300 часов в кресле «второго», совершила 56 рейсов стажером. Поэтому мой самостоятельный полет в Барселону был почти таким же, как и другие. Только пилота-инструктора в этот раз не было за спиной.
– Юлия, расскажите о первых полетах.
– Поначалу очень волновалась. Но всегда перед полетом вспоминаю слова моего инструктора: «Не старайся делать лучше, что ты делаешь, и так хорошо». Напряжение в кресле пилота чудовищное, прилетаешь – и тебя сразу после приземления ждет масса процедур. Нужно успеть «сдать» этот полет и тут же готовиться к обратному рейсу. Пока заполняешь документы, в самолет уже загружают багаж, и бортпроводники начинают посадку пассажиров. Иногда приходилось летать в так называемую «спарку» – спаренный рейс. Например, вылетаем из Шереметьева в Норвегию, оттуда в Германию, а только затем домой. За время стажировки и самостоятельных полетов я успела побывать во Франции, Испании, Германии, Чехии, Австрии, Израиле, Румынии, Норвегии.
– А появились ли у вас любимые или нелюбимые аэропорты?
– Только вчера я прилетела из Берлина. Аэропорт свободный, шикарный, очень легкое руление. Мне очень понравилось. Вот рейс в Париж дался сложно. Много полос, большая загруженность. В Минске понравилось, на этом маршруте идеальная продолжительность полета: здесь с одной стороны динамика работы, с другой – можно все делать без спешки.
Юлия рассказала, что сложности бывают разные: плохая погода, обходы грозовых фронтов, снегопады, попадание птиц в двигатели, фюзеляж, кабину самолетов. Это обычное дело для пилотов, они к ним готовы страха во время таких полетов нет, со всеми возникающими ситуациями они справляются без проблем.
Отвечая на вопрос, суеверна ли она, Юлия ответила, что нет, а верит только в хорошие приметы. Всегда помнит слова своего инструктора: «У пилота должен быть настрой на положительный исход каждого полета!»
Ответила Юлия и на вопросы читателей «районки»:
– Летать – это ваша детская мечта?
– Нет, такой мечты не было. Идею стать пилотом мне подбросил наш земляк, Геннадий Владимирович Марочкин, пилот-инспектор Сасовского летного училища. Предложил поступать и сказал: «Закончишь его, если не понравится или поймешь, что это не твое, всегда будет время пойти по другому пути». Но я – упрямая. И добилась того, чего хотела.
– Почему выбрали летать именно на Airbus?
– Мне он показался более женственным что ли по сравнению с другими самолетами. Кроме того, в нем классические самолетные штурвалы заменены боковыми ручками (сайдстиками), расположенными по бокам кабины. Высокий уровень автоматизации управления самолетом и его системами позволяют ограничить число членов экипажа двумя пилотами. По этим и многим другим причинам А320 пользуется большой популярностью во всем мире. Я не исключение.
– Сколько времени в полете самолет ведет автопилот?
– Одно из золотых правил нашей компании – максимальное и грамотное использование автоматизации, поэтому после набора высоты около 1000 футов, мы активируем автопилот, дальше работа за ним. Фактически вручную мы осуществляем только взлет и посадку. Даже во время обхода грозы все делает автоматика, только режимы работы ее другие.
– Какая стадия полета нравится больше всего?
– Каждая стадия – взлет, сам полет, посадка – хороша по-своему и несет положительные эмоции. Но все-таки, наверное, посадка.
– Сколько длится смена пилота?
– Это зависит от продолжительности рейса и времени пребывания в воздухе. Но максимально – не более 12 часов.
– Какие главные качества должны быть у пилота?
– Для себя я поняла – целеустремленность, умение быстро принимать решения, устойчивость к стрессам, коммуникабельность, смелость. Без этих качеств нельзя, это залог успеха.
– Как реагируют пассажиры на такого юного пилота?
– Поначалу иногда даже в аэропорту Шереметьево на таможне путали с бортпроводницами. Только когда показывала летное удостоверение, очень удивлялись моему возрасту. А пассажиры тоже часто удивляются, восхищаются, начинают фотографировать. Но никто не возмущается и не пугается, когда видит девушку в кресле пилота.
– Что делает второй пилот в полете, какие его задачи?
– Пройдя обязательный медицинский осмотр, занимаюсь предполетным осмотром самолета, подготовкой кабины. Конечно, в воздухе ключевые решения принимает КВС, а что касается механики, то разделения нет. Кроме того, второй пилот ведет радиообмен с диспетчерами аэропортов, на нем вся документация.
– Кофе или чай вы просите в полете у бортпроводниц?
– Обычно, если раннее утро или поздний вечер, то кофе с молоком без сахара. А днем чай с жасмином или мой любимый апельсиновый сок.
– Ведете ли вы свой Инстаграм?
– Да, веду, но в нем пока не очень много читателей. Выкладываю там свои фото – небо, самолеты и, конечно, я. Есть подписчики из других стран, интересуются: как я стала пилотом, где училась и так далее.
Фото из личного архива Юлии Никушкиной, выполнены на некритических этапах полета