Николай Дмитриев из Кадомского района воевал за Одессу и Кубань

Николая Исаевича Дмитриева из Игнатьева Кадомского районы от работы в колхозе «Большевик» на двадцать первом году жизни оторвала повестка из военкомата — его призывали на срочную службу. Было это в сентябре 1939 года. Служил он в 53-м особом артиллерийском полку — резерве главного командования. Место дислокации — Бессарабия. Рассказать о его службе и фронтовом пути, более того поделиться его воспоминаниями о том страшном для страны времени, об его участии в защите Родины мы можем благодаря главе администрации Кущапинского сельского поселения Марине Сергеевне Михайлиной. Она при жизни ветерана просила его рассказать о военных событиях, участником которых он был.

– Служил я в тяжелой артиллерии, был связистом. 28 июня 1940 года наш полк вместе с другими частями Красной Армии мирным путем освободил Бессарабию. Здесь мы и находились до начала Великой Отечественной войны. В бой вступили в первые же дни войны. Пришлось оставить прежнее место дислокации и занять огневую позицию, примерно в 10-12 километрах от реки Днестр, которая была границей между нашей Родиной и Бессарабией. Но немецкие полчища с правого фланга прорвали нашу оборону и пошли в наступление. Нам пришлось отступать всю ночь. Немцы захватили город Николаев, пытались нас взять в окружение. Когда мы были под городом Одессой, им это удалось. В окружении мы были около двух месяцев. Противник обстреливал город из дальнобойных орудий, по ночам бомбил с воздуха. Подкрепление к нам могло прийти только водным транспортом. И пришло. Нам доставили «катюши», прислали пополнение людьми из кадровой дивизии. Мы пошли в наступление. С правого фланга отбросили фашистов километров на 12, с левого фланга прогнали их километров на шесть. Но в ночь нам дали отбой. Командование решало свои стратегические задачи. А противник через Перекоп пошел в наступление на Крым. В ночь нас погрузили на корабли и морем вывезли в Крым, в Севастополь. Из Севастополя немцы нас продолжали теснить, и мы через Керчь, через пролив, который соединяет Черное море и Азовское, переправились на Кубань. В Краснодарском крае, в станице Запорожская, мы в течение двух-трех недель получали подкрепление. Однажды в ночь получили приказ о наступлении. Город Керчь мы освободили, дошли до Феодосии. Но немцы были сильно укреплены в этом городе. В одном из боев, 12 апреля 1942 года, при выполнении боевого задания по налаживанию связи, ликвидации обрывов, я был тяжело ранен. Из Крыма меня самолетом переправили в госпиталь…

Ранение было тяжелейшим. В медицинской справке значится: «Осколочное ранение левой нижней конечности с отрывом стопы, касательное осколочное ранение мягких тканей левой кисти».

Здоровье возвращалось постепенно. Из госпиталя Николая Исаевича выписали 23 августа 1942 года. Вскоре вернулся в родное село Игнатьево.

Указом Президиума Верховного Совета СССР он награжден орденом Славы 3-й степени.

Бойцом и тружеником Николай Исаевич остался на всю жизнь. Будучи инвалидом войны, в колхозе работал наравне со здоровыми. Бывало, на заготовке сена для общественного животноводства за ним не каждый мог угнаться. Его прокосы были широкими, ровными. Косу отбивал мастерски. Траву срезала, как бритвой. И вечерами, после возвращения с лугов, от дома Николая Исаевича долго разносился по Игнатьеву стук молотка о металл. Это деревенские бабы, которые не дождались мужей с фронта, шли к нему с просьбой отбить косу и отказа не получали.

В зимнюю пору, когда страдные колхозные дела бывали завершены, он сторожил склады, летом — не только колхозные склады, но и сад. Здесь у него в помощниках была понимающая его каждый жест и слово собака Оскар. Она же была его помощником и в охотничьих делах. Отсутствие одной ноги не мешало ему вставать на охотничьи лыжи и ходить с Оскаром за зайцами.

С женою Марией Платоновной они воспитали троих сыновей. Умер Николай Исаевич в 1999 году, похоронен на кладбище села Игнатьево.

Все публикации цикла «Герои Победы» читайте здесь