Ермишинский учитель воевал на торпедном катере в Балтийском море

Иван Степанович Дедковский  родился в 1912 году в деревне Боталевка Киевской области Украинской ССР. Как и многим, ему пришлось пережить массовый голод, охвативший в 1932–1933 годах всю территорию Украины.

Получив образование, Иван Степанович в 1936 году начинает преподавать в Савватемской школе. В 1939 году, незадолго до женитьбы, его назначают директором школы, но в этой должности ему поработать не удалось, так как был призван в ряды Красной армии на Балтийский флот в качестве моториста торпедного катера.

Война показала, что предназначенные для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника советские торпедные катера на деле оказались весьма универсальными. Дешевые, маленькие, маневренные, скоростные – они могли выполнять разную боевую работу: охранять конвои, ставить минные заграждения, ходить в разведку, высаживать в тыл врага диверсионные отряды, охотиться за подводными лодками, обстреливать ракетами вражеские корабли, береговые укрепления и даже аэродромы.

22 июня 1941 года, в час начала войны, именно Балтийский флот оказался, пожалуй, наиболее организованной военной силой, в отличие от сухопутной армии.

Дедковский, будучи командиром отделения мотористов торпедного катера, в июле 1941 года принимал участие в боевых операциях на Эзеле, Даго, Ханко. Участвовал в обеспечении минных постановок в Ирбенском заливе, неоднократно находился в дозоре и поиске противника. Обеспечивал высадку диверсионных групп на побережье противника в районе «Ройя». Особенно тяжелым был переход Эзель — Даго – Ханко – Гогланд – Кронштадт. На острове Эзель Иван Степанович работал по ремонту и введению в строй торпедных катеров, поврежденных в боевых операциях. Приходилось работать по восемнадцать часов в сутки под огнем вражеской штурмовой авиации.

Из представления к награждению медалью « За отвагу»:

«19 августа 1941 года во время боевой операции торпедный катер был сильно поврежден осколками снарядов, был пробит масляный бак и коллектор мотора. Товарищ Дедковский быстро и четко устранил повреждения, проявив доблесть и мужество, удерживая руками горячее масло (температура 80 градусов), пока не была устранена неисправность, благодаря этому катер продолжал выполнять поставленную задачу».

Осень сорок первого вступала в свои права. Всем, кто уцелел в кровавые дни Таллиннского перехода, предстояло влиться в ряды защитников Ленинграда. Эскадра Балтийского флота и 18 тысяч бойцов помогли второй российской столице выстоять в дни сентябрьского наступления врага. Одним из бойцов был старшина второй статьи Иван Степанович, за личный вклад в защите города он был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

За компанию 1943года (прорыв блокады Ленинграда) Иван Степанович был награжден орденом Красной Звезды.

К концу июня 1944 года катера 1-го дивизиона, куда входил и катер нашего земляка, провели 16 минных постановок, выставив на подходах к портам и базам противника 250 мин, провели семь атак кораблей противника в районах Нарвского и Выборгского заливов.

Из наградного листа на орден Отечественной войны 1 степени:

«1 июля в ночной атаке кораблей противника в Выборском заливе своими действиями способствовал потоплению сторожевого корабля противника типа Ф-1. Во время атаки, руководя работой всех механизмов, держал точно намеченную скорость, быстро меняя ее по указанию командира, что позволило катеру уклониться от артогня противника и выйти из пристреленного участка. На курсе отхода начали гореть коллектора на обеих машинах, но несмотря на это, Дедковский скорость не сбавил и обеспечил отрыв от противника. После выхода из атаки пошли на одном двигателе. Благодаря его знаниям и сообразительности катер вернулся под двумя моторами».

Из наградного листа на орден Красного Знамени:

«20 и 21 июня 1944 года в атаке кораблей противника в Нарвском и Выборском заливах своими действиями способствовал потоплению ТЩ типа «М-1». В этих же атаках был добит сторожевой корабль противника типа «Ф-1». Управляя газом и всеми механизмами ВЧ-5, обеспечивал заданную скорость, помогая командиру маневрировать под огнем противника и на минном поле, где было подобрано 7 человек экипажаТКА-45, взорвавшегося на мине… За личную храбрость и умения достоин награждения орденом Красного Знамени».

15 марта 1946 года медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945гг.» гвардии старшина первой статьи моторист 1 класса Дедковский Иван Степанович получил из рук командира 1 Гвардейского Дивизиона 1 Краснознаменной ордена Нахимова 1 степени Бригады Торпедных катеров ЮБФ Гвардии капитана 2 ранга Героя Советского Союза Осипова Сергея Александровича, под руководством которого служил с декабря 1942 года до демобилизации.

 В 1946 году Иван Степанович прибыл в Савватемскую школу, где работал учителем истории до 1960 года.

Потом его избрали парторгом колхоза, а через год – председателем. В должности руководителя хозяйства он был недолго. С сентября 1963 года Иван Степанович возглавил школу и руководил ею до выхода на заслуженный отдых. Память об учителе живет в сердцах его учеников.