Нина Попцова из Чучковского района поседела от пыток в гестапо
Нина Попцова родилась 16 августа 1922 года в селе Ункосово. В 1936 году Попцовы переехали в станицу Горячеводскую Ставропольского края. У родителей Нины было семеро детей. Отец Павел Ермолаевич в мирное время работал портным-закройщиком. Он прошел Великую Отечественную войну с первого до последнего дня. Окончив школу, Нина работала ткачихой на ковровой фабрике.
В первые военные дни отец с братом ушли на фронт. Нина решила последовать их примеру. Без отрыва от производства окончила курсы медицинских сестер, попала в санитарную дружину, затем вступила в истребительный батальон, научилась прыгать с парашютом и метко стрелять. С последним отрядом, отступавшим из Пятигорска, хотела уйти и 19-летняя комсомолка Нина Попцова. Но вместе с товарищами задержалась в горах, где проходил рубеж обороны.
155 дней длилась оккупация Пятигорска. Девушка активно участвовала в военных операциях на занятой противником территории. Досконально изучила дислокацию вражеских штабных учреждений. Однажды ей поручили навести на цель советские бомбардировщики. Целью была гостиница «Бристоль», где проходило совещание высшего немецкого командования Северного Кавказа. В назначенное время Нина пустила ракеты в сторону гостиницы. Началась бомбардировка. Удачно проведенная операция. И она вскоре получает новое задание — создать в Пятигорске подпольную молодежную группу для агитационной и диверсионной работы в тылу врага.
В декабре 1942 года советские войска готовили решительное наступление на Северном Кавказе. И в это время как никогда были важны одновременные удары с тыла силами партизанских отрядов и подпольных групп. Нина Попцова так и не смогла довести до конца очередное задание. Патруль арестовал ее ночью на улице и доставил в гестапо. В застенках пятигорской тюрьмы девушку пытали, вызывали на допросы ее мать Екатерину Матвеевну. Именно тогда от пыток густые каштановые волосы молоденькой девушки поседели. Но своих товарищей она не выдала.
В ночь с 6 на 7 января Нину Попцову расстреляли, а 11 января 1943 года советские войска вошли в Пятигорск. В день гибели девушка написала письмо маме, которое нашли среди документов, брошенных фашистами, бежавших из города. Оригинал письма до сих пор хранится в запасниках Пятигорского краеведческого музея:
«Прощай, мамочка! Я погибаю… Не плачь обо мне. Я погибаю одна, но за меня погибнет много [врагов]. Мама! Придет наша родная Красная Армия, передай ей, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня и за наши мучения. Мама, милая! Еще раз прощай… ведь больше мы с тобой не увидимся. Я погибаю… А как хочется жить! Ведь я молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит в глаза… Как мне хотелось работать, служить для Родины!.. Но эти варвары, убийцы… Они отнимают у нас нашу молодую жизнь (далее одно слово неясно).Я сейчас нахожусь в смертной камере, жду с минуты на минуту смерти. Они кричат нам: «Выходите», идут к нашей камере, это…
Ой, мама! Прощай! Целую всю семью последний раз, с последним приветом и поцелуем… Нина Попцова».
Через шесть месяцев после Победы родным Нины Попцовой пришло известие, что ее жених Федор Пятиков тоже пал смертью храбрых. Федор и Нина мечтали о долгой совместной счастливой жизни, но встретиться им было не суждено.
В 1962 году около Дворца пионеров в Пятигорске открыли памятник Нине Попцовой, его автор — скульптор Михаил Минкин. Скованная цепями, но не покоренная, с развевающимися на ветру волосами, Нина Попцова — гордость города.