Дед генерала Скобелева спасался на службе от жены, писал пьесы и получил орден Почетного легиона из рук Наполеона
Иван Никитич Скобелев (1778-1849), дед знаменитого «Белого генерала» Михаила Скобелева, положил начало не только знаменитой династии храбрецов и полководцев. Он разработал герб для своих потомков. В его симоволических знаках Иван Скобелев зашифровал свою простую и невероятную жизнь русского воина – героя, страдальца, человека беззаветной чести.
В основу герба положен щит, в верхней части изображена кисть правой руки, направленной вверх. При этом на руке не хватает двух пальцев – указательного и среднего. Внизу герба три мерлетты (мартлеты). Это геральдические изображение ласточек без лапок. Издревле они символизируют беззаветной и усердное служение Отечеству вдали от родной земли. Обезноженным птицам невозможно присесть, они всегда в полете, в славных трудах для чести и славы родной стороны…
Начало пути
Герб Скобелевых самобытен, высочайшего утверждения он так и не получил. Отличительный знак рода с пострадавшей рукой в центре печален и горд, как судьба основоположника офицерского рода Скобелевых. Иван Никитич родился в Самарской губернии в семье однодворца. Словарь Ушакова толкует термин «однодворец», в частности, так: «При крепостном праве в России – лицо, происходившее от низшего разряда служилых людей, владевшее небольшой землей, обычно в один двор, пользовавшееся правом владеть и крестьянами, но облагавшееся (с 18 века) подушной податью наравне с крестьянами. «Говоря вообще, у нас до сих пор однодворца трудно отличить от мужика». Александр Тургенев.
Персонаж романа Федора Достоевского «Подросток» князь Сергей Сокольский говорит про однодворцев: «Помни всегда всю жизнь, что ты – дворянин, что в жилах твоих течет святая кровь русских князей, но не стыдись того, что отец твой сам пахал землю: это он делал по-княжески».
Иван Никитич в 16 лет женился на купеческой дочери Капитолине Заборовой – женили его в 16 лет не по любви. От этого брака у Скобелева осталось имение в Рязанской губернии в селе Спасском (Заборовских гаях), как приданное, и сын Владимир. Фамильные предания утверждают – Иван Скобелев, спасаясь от крутого характера супруги, сам явился к коменданту пограничного Оренбургского полка и настойчиво просил принять его на службу. Первым наставником молодого Ивана Скобелева стал солдат по фамилии Кремнев, который его не только воинскому делу научил, но и письму!
С десяток лет служил Иван Никитич в нижних чинах, потом был произведен в подпрапорщики. В 1806 году началась война с Наполеоном. Это была так называемая «война четвертой коалиции», когда с бонапартистской Францией сражалась коалиция России, Пруссии, Великобритании, а также Швеции и Саксонии.
Путь героя
Уфимский полк, в котором служил Иван Скобелев, был направлен в Пруссию. Первый бой уфимцы приняли в 1807 году при Петервальде, затем достойно сражались под Кульманом, Аустерлицем, Лейпцигом… В 1808 году, когда началась русско-шведская война за контроль над Финляндией, Иван Никитич Скобелев был участником двух десятков схваток, получил два серьезных ранения, а в бою при селении Кирке-Коуртане у него оторвало два пальца. Об этом напоминает рука на гербе, который Иван Никитич позже сам и создавал, обосновывал исторически и геральдически…
За храбрость Скобелева наградили золотой саблей и орденом святого Владимира 4 степени с бантом и мечами. Состоялось производство молодого офицера в штабс-капитаны. После Шведской войны Иван Никитич отважно воевал вместе с генералом Раевским в Болгарии, где предстояло прославиться его сыну и внуку…
Наконец, в 1812 году грянула знаменитая Отечественная война России с Наполеоном. Скобелев уже командует полком. В деле при Бородино погибает его полк, оставшаяся в живых горстка русских героев отбивается от наседающих французов. За боем наблюдает сам император Франции. Воины Скобелева вместе с ним попадают в плен, и Наполеон лично прикрепляет на превратившийся в лохмотья мундир Ивана Никитича орден Почетного легиона!
Повелением Наполеона пленников доставили в русский лагерь, Кутузов наградил каждого из них Георгиевским крестом.
Ответ воина государю
«А все-таки, не пора ли тебе, Скобелев, в отставку!? Повоевал ты за 20 человек. Не будет ли? Отдохнул бы. Теперь у тебя, чай, и места нет целого, по которому тебя можно рубить», – такими словами встретил Александр Первый героя Бородино. Скобелев ответил: «Если я своими культями еще могу креститься и ложку ко рту подносить, то и на твоей, государь, службе сумею держать поводья и саблю»!
Скобелев прослужил до конца кампании, командовал 69-м Рязанским пехотным полком. Уже во Франции, когда до победы России оставалось совсем немного времени, Иван Скобелев с полком попал в безвыходную ситуацию. Его рязанцы были отрезаны от основных сил, французы штурмовали каре раз за разом. Однако, батальон Скобелева, раненного в ногу и руку, устоял. Иван Никитич получил за этот бой Георгия IV степени, награждены были и солдаты.
В 1818 году Скобелев женился. Его избранницей стала Надежда Дмитриевна Дурова, дочь владимирского помещика, предводителя дворянства. У них было девять детей, но только двое из них выжили – сын Дмитрий и дочь Вера.
Отец солдатам
Война с наполеоновской Францией завершилась. Иван Скобелев, пребывающий в звании генерал-майора, назначен генерал-полицмейстером I гвардейской армии, однако в силу обстоятельств лишился службы. Известно, что в одном из полков (Семеновском) начались волнения, и генерал Скобелев, вышедший из низов, встал на сторону солдат…
Но в Отечестве не забыли храброго воина. В 1828 году Скобелев получает звание генерал-лейтенанта и возвращается в ряды действующей армии. В 1831 году он участвует в подавлении восстания в Царстве Польском, завоевывает очередной лавровый венок боевой славы… В сражении под Минском ему раздробило пушечным ядром левую руку. Ивану Никитичу ампутируют ее прямо на поле боя. Скобелев, сидя на барабане, в это время диктует свой знаменитый прощальный приказ, в котором, в том числе, говорилось:
«для меча и штыка к защите прав батюшки царя и славы святого нам отечества, среди храбрых товарищей, и трех по милости Божией оставшихся у меня пальцев с избытком достаточно»…
Затем Иван Никитич несет обязанности начальника Петербургского гарнизона, а затем ему случилось встретиться с императором Николаем Первым прямо на Английской набережной столицы. Легенды гласят, что государь приветствовал старого вояку так:
– А, здравствуй, Скобелев, что это тебя не видно, не слышно?
– Так и так, Ваше Величество, сижу все дома, размышляю и никак не могу доискаться, за что лишен монаршей милости?
– Вот ты как? Хорошо же. С завтра упрячу тебя в крепость!
– Вашему Величеству, конечно, виднее, что я заслужил за мою службу, престолу и Родине.
– Молчи, молчи, грубиян. Прощай, завтра жди!
На завтра Иван Никитич получил личное назначение государя: быть Скобелеву… комендантом Петропавловской крепости!
В 1847 году незадолго до своей смерти Иван Никитич был назначен также шефом 69-го Рязанского пехотного полка, с которым он прошел до самой Франции.
«Если бы ты даровал волю…»
Израненное тело генерала Скобелева сильно болело. Он предчувствовал свой скорый конец. Узнав об этом, Николай Первый холодным февральским днем 1849 года сам приехал попрощаться с верным воином России. Есть сведения о том, что Иван Скобелев попросил императора похоронить его в ограде Петропавловского собора. А еще умирающий герой просил Николая Павловича:
«Если бы ты даровал волю всем русским крестьянам, наградив их … землей. О, государь! Взамен 100 миллионов рабов, ты имел бы 100 миллионов свободных подданных… Какое царствование! Какая мощь Русской земли …»
Разгневанный Николай стремительно вышел из комнаты.
В ту же ночь Иван Никитич скончался. Похоронили Скобелева, как он и просил, в ограде Петропавловского собора. Погребли его в генеральском мундире с шефскими эполетами 69-го Рязанского пехотного полка.
Донос генерала на поэта
В завершение нельзя не упомянуть о скандале с доносом, а скорее критическим докладом Ивана Никитича на самого Александра Сергеевича Пушкина! Известно, что в январе 1824 года военный генерал-полицмейстер 1-й армии генерал-майор Иван Никитич Скобелев по долгу службы обратил внимание начальства на то, что в офицерской среде ходят возмутительные вирши, которые, якобы, написал Александр Пушкин. Прямодушный вояка заявлял: «Не лучше ли бы было оному Пушкину, который изрядные дарования свои употребил в явное зло, запретить издавать развратные стихотворения? Не соблазн ли он для людей, к воспитанию коих приобщено спасительное попечение… Я не имею у себя стихов сказанного вертопраха, которые повсюду ходят под именем: Мысль о свободе. Но, судя по выражениям, ко мне дошедшим (также повсюду читающимся), они должны быть весьма дерзки… Если б сочинитель вредных пасквилей немедленно, в награду лишился нескольких клочков шкуры – было бы лучше…».
Потом, правда, Иван Никитич посетовал, что с этой запиской по начальству «проштыкнулся», то есть, промахнулся.
Речь идет о пушкинской элегии «Андрей Шенье», которая была помещена в первом собрании стихотворений Пушкина, изданном в 1826 году. В том числе, там были такие строки:
«Приветствую тебя, мое светило!
Я славил твой небесный лик,
Когда он искрою возник,
Когда ты в буре восходило;
Я славил твой священный гром,
Когда он разметал позорную твердыню
И власти древнюю гордыню
Рассеял пеплом и стыдом;
Я зрел твоих сынов гражданскую отвагу,
Я слышал братский их обет,
Великодушную присягу
И самовластию бестрепетный ответ;
Я зрел, как их могучи волны
Все ниспровергли, увлекли,
И пламенный трибун предрек, восторга полный,
Перерождение земли».
Как видим, тема декабристов никак не отпускала «солнце русской поэзии». И как должен был отреагировать израненный в боях за Отечество служака на такие стихи? Смолчать? Вряд ли это соответствовало его понятиям о чести и присяге. Вот и написал Иван Никитич бумагу, хотя и сознался после, что «проштыкнулся».
Воин, литератор, философ
Стоит напомнить, что и сам Иван Никитич писал рассказы и пьесы под псевдонимом «Русский инвалид» и был довольно известен. Например, в 1839 году на сцене Александрийского театра шли две его пьесы, имевшие большой успех: «Кремнев – русский солдат» и «Сцены в Москве в 1812 году». За творчеством Скобелева следил знаменитый критик Виссарион Белинский, признававший самобытность творений воина-литератора.
А как поэтически звучит наставление Ивана Никитича Скобелева своему сыну, Дмитрию Ивановичу: «Советую не забывать, что ты не более, как сын русского солдата, и что в родословной твоей первый, свинцом означенный кружок – вмещает порохом закопченную фигуру отца твоего, который потому только не носил лаптей, что босиком бегать было ему легче. Впрочем, фамилию свою можешь ты, не краснея, произносить во всех углах нашего обширного Отечества…».
Еще новости "Рязань":
- В Дядькове задержали неоднократно судимую женщину, подозреваемую в краже
- Мокрый снег, дождь и сильный ветер: прогноз погоды на 3 января
- Четыре пожара зафиксировали в Рязанской области в первые сутки нового года
- О погоде 2 января рассказали рязанцам синоптики
- В МЧС предупредили об осадках и усилении ветра в ближайшие часы