Алексей Венедиктов назвал памятник Евпатию Коловрату «усредненно-богатырским»
17 ноября в Рязани «предпремьерно» показали исторический блокбастер «Легенда о Коловрате». Показу предшествовал разговор за «круглым столом» в бибилиотеке имени Горького: говорили об исторической правде, полуправде и неправде, о роли средств массовой информации в формировании и развенчании мифов, о праве художника на собственное видение и трактовку истории и многом другом. Участвовали и историки, и видные представители медиасообщества: заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, заместитель главного редактора журнала «Родина» Игорь Коц (здесь и далее названы только «основные» должности участников, научные степени и разные регалии опущены), председатель межгосударственной телерадиокомпании «Мир» Радик Батыршин, декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Андрей Быстрицкий, первый заместитель генерального директора ТАСС Михаил Калмыков, преподаватель истории и журналист Алексей Кузнецов, главный редактор «Эха Москвы» и издатель журнала «Дилентант» Алексей Венедиктов, заместитель председателя правительства Рязанской области Сергей Филимонов, министр культуры области Виталий Попов, председатель Общественной палаты региона Наталья Гришина, журналисты, студенты, общественники. И, конечно, представлявшие съемочную группу «Легенды о Коловрате» режиссер Джаник Файзиев и руководитель компании-производителя Павел Степанов.
По многим пунктам дискуссии участники сошлись во мнении. Во-первых, в том, что художник, безусловно, не обязан строго придерживаться исторической правды. Но при этом произведение должно быть соответствующим образом маркировано. В этой связи создателей фильма о Коловрате похвалили именно за вынесенное в название слово «легенда», что сразу отметает любые упреки в несоответствии историческим фактом. Во-вторых, в том, что сегодня интерес аудитории к историческим произведениям и публикациям растет. В-третьих, сошлись на том, что мифы чаще не бывают «плохими» или «хорошими», все дело в месте, времени и дозировке. Нельзя кормить растущего человека одними мифами, но и без мифов и легенд некоторые воспитательные задачи трудно или неразрешимы…
Звучали и неоднозначные, если не сказать спорные, тезисы. Но очень интересные. Некоторые цитаты наверняка будут интересны читателям.
Андрей Быстрицкий: «Фашизм был построен на злокачественном упрощении реальности».
Игорь Коц: «Сейчас удвоение информации происходит примерно раз в 2 года. Знания, полученные студентом на 1 курсе, к выпуску становятся устаревшими или неполными. Это лишает людей ориентиров, точек опоры и ведет к дальнейшей мифологизации сознания…»
Алексей Венедиктов: «Таких Коловратов было 7 тысяч (как реальных, а не мифологизированных панфиловцев. – Авт.), просто мы их не знаем…»
Сергей Филимонов: «Даже в художественных произведениях должна присутствовать историческая достоверность. И в художественном фильме Евпатий должен воевать на коне, а не на танке!»
Алексей Кузнецов: «Как мы когда-то учились выбирать продукты питания по маркировке, по указанному на этикетках составу, так нужно учить людей разбираться в художественных продуктах. А для этого они должны нести маркировку…»
В целом дискуссия получилась интересной. Алексей Венедиктов и Алексей Кузнецов продолжили общение с рязанцами на встрече со студентами университета.
Корреспондент издательства «Пресса» успел взять два мини-интервью у гостей. Алексей Венедиктов на вопрос о том, видел ли он памятник Евпатию Кловрату сказал, что видел.
– Памятник, я бы сказал, усреднено-богатырский, – сказал Алексей Алексеевич. – Могучий мужик на могучем коне. Но чтобы понять, кто он такой, нужно подойти и прочитать табличку…
А Джаник Файзиев на вопрос, готов ли он к возможной критике «Легенды…» ответил, что к критике готов всегда, потому что не первый год живет и давно в искусстве.
– Я даже научился определять психотип людей, критикующих произведение и понимать причины, побудившие их к этому, – сказал режиссер. – Это нужно принимать как неизбежность, какими бы жестокими или несправедливыми ни были бы высказывания…
Галерея не выбрана или была удалена.