Рязанский дворянин был офицером на судне Витуса Беринга

Особое место в ряду самых знаменитых российских кораблей занимает бот «Святой Гавриил». Построенное в 1728 г. на Камчатке, небольшое даже по тем временам судно, на протяжении трех десятилетий верой и правдой служило России. «Святой архангел Гавриил» вписал свое имя в историю выдающихся географических открытий и исследований.

Началась история легендарного судна в XVIII веке. Совершивший немало великих дел государь Петр Первый (1672-1725) на исходе жизни озаботился вопросом: где же расположена самая дальняя оконечность его державы? Соединяется ли крайний российский северо-восток, а значит, и часть света Азия, с неизведанной территорией Америки, где до той поры не ступала нога европейца? И, конечно же, император желал знать, как велика его страна, какова протяженность не только европейских, но и азиатских, сибирских просторов России.

«Берингов пролив», картина

В 1725 году по указу Петра Первого была снаряжена Камчатская экспедиция под руководством датского морехода на русской службе Витуса Ионассена Беринга (1681-1741). Он был назначен капитаном-командором похода. Задачи перед ним,  в соответсвии с инструкцией Императора, были поставлены довольно расплывчатые: «…на Камчатке или в другом тамож месте сделать один или два бота с палубами. На оных ботах возле земли, которая идет на Норд… искать, где оная сошлась с Америкой». Но был ли указан точный курс, которым полагалось следовать мореходам? Есть версия, что Петр Первый засекретил задание Берингу и хотел отдать окончательные распоряжения лично, чтобы избежать огласки. Но император не успел встретиться с мореходом: 28 января 1725 года Петр скончался.

Таким образом, в силе осталась та самая малопонятная инструкция, в соответствии с которой мореходам предстояло идти морем вдоль побережий некоей земли, расположенной около Камчатки и простирающейся на север, чтобы побольше разузнать, в том числе у проплывающих мимо капитанов европейских кораблей, о северных землях Америки и загадочном проливе Аниан, якобы существовавшем между Азией и Америкой.  

Современные историки пришли к мнению, что задача экспедиции, по замыслу Петра Первого, отнюдь не сводилась только лишь к поиску пролива или сухопутной перемычки между Азией и Америкой. Например, советский ученый Борис Петрович Полевой пришел к заключению, что Беринг должен был плыть к Америке не на север, а на восток, вдоль южного побережья некой земли, идущей «на норд». На карте Иоанна Гомана 1707 года эта суша называется «Землей Компании».

Английская карта экспедиций Беринга, 1780 год.

Таким образом, по Полевому, конечной целью Камчатской экспедиции Беринга было открытие Америки. Петр в своей инструкции прямо указывал на необходимость дойти океаном до «города европских владений», наверняка, с тем, чтобы получить свидетельство о русских открытиях иностранных экспертов, а значит, получить по праву первооткрытия возможность осваивать новые североамериканские территории. Однако, Беринг, не имея точных указаний, решил проложить маршрут так, чтобы царская инструкция была выполнена в любом ее понимании. Поэтому летом 1728 г. путешественники пошли в северном направлении, а в следующем году – строго на восток, чтобы достичь «Земли Компании». Но это было позже, а пока океанской экспедиции предстоял долгий и многотрудный сухопутный путь.

Экспедиция направилась на крайний восток поистине в неведомое. 24 января 1725 года обоз из 25 саней со всеми необходимыми для снаряжения кораблей материалами вышел из столицы империи и двинулся на восток. Морем добраться до тихоокеанских территорий в то время россияне не могли – не было прочных, способных выдержать долгий путь кораблей. Да и порты, в которые пришлось бы заходить во время плавания, часто были в руках, как говорят сегодня,  «наших западных партнеров», поэтому успех морской экспедиции виделся более чем сомнительным. Пошли исконно, по-старинке: на возы и сани были погружены якоря и пушки, расплетеные для удобства перевозки канаты, запасы продуктов, парусина, гвозди. Там, где предстояло по распоряжению Петра Первого строить палубные боты – в Охотске или на Камчатке – был только лес…

Витус Беринг

Старшим помощником Беринга шел его соотечественник, капитан-лейтенант Мартын Петрович Шпанберг (1696-1761), еще одним офицером экспедиции был лейтенант Алексей Ильич Чириков (1703-1748).

Замечательна его биография: выпускник Московской «навигацкой школы», а затем Морской академии в Петербурге, Чириков благодаря блестящим знаниям стал в ней преподавателем. Император Петр Первый лично знал Чирикова, принимал у него экзамены по морскому делу, восхищался способностями молодого моряка. По указу Государя, совсем еще молодым Алексей Чириков был произведен в лейтенанты и назначен в экспедицию.

Современный рязанский архивист-исследователь Николай Семенович Попов в ходе долгих изысканий нашел свидетельство того, что одна из ветвей рода Чириковых в конце XVII века поселилась на Рязанской земле. Более того, Н. С. Попов уверен: будущий знаменитый мореход с 1713 по 1715 годы находился в Переяславле-Рязанском, где его дядя занимал ответственную чиновничью должность, и именно из нашего города двенадцатилетний Алеша Чириков выехал в Москву для поступления в школу «Математических и навигацких наук».

Алексей Чириков

Не будем останавливаться подробно на сухопутной части экспедиции, скажем лишь, что длился путь, словно в сказке, три с лишним года, путники преодолели порядка 10 000 километров – сначала до Охотска, а потом перебрались на Камчатку. Здесь, в Нижне-Камчатском остроге, в начале апреля и был заложен бот «Святой Архангел Гавриил».

По записям экспедиционного журнала, конструктором судна стал «ученик ботового дела» Федор Козлов. Судно строилось по чертежам лучших военных кораблей. Детали скреплялись железными гвоздями, плотницкие задачи выполняли шестнадцать сибирских мастеров, четыре кузнеца занимались с металлом, двое лучших конопатчиков правили свою работу. «Св. Гавриил» был вооружен малыми пушками – фальконетами, оснащен шверцами (По-другому – швертами, от нем. Schwert – «меч»: выдвижные плавники по бортам для обеспечения движения судна нужным курсом при сильном волнении или ветре).

В длину бот имел 18,3 метра, в ширину – 6,1. Его осадка составляла 2,3 метра. Работы были завершены в июне 1728 года, тогда же судно и получило свое имя в честь Архангела Гавриила. 13 июля «Св. Гавриил» с экипажем численностью 44 человека взял курс на север, держа в виду камчатское побережье. Надо добавить, что вместо второго бота было решено отправить в экспедицию шитик «Фортуна», построенный годом ранее в Охотске. (Шитик — небольшое плоскодонное парусное судно, части корпуса которого были сшиты ремнями, прутьями или китовым усом; лат. «Fortuna» – богина удачи в Древнем Риме). Однако, «госпоже Удаче» не повезло. Шитик не успели подготовить к плаванию, и «Св. Гавриил» вышел в историческое путешествие один.

Бот «Святой Гавриил» в море

Спустя месяц, а именно 15 августа 1728 г. экспедиция достигла 67°18’48» с.ш. От этой точки Беринг дал приказ поворачивать назад, поскольку берега Чукотки круто ушли на запад, что доказывало наличие пролива. Спустя полвека по предложению знаменитого английского мореплавателя Джеймса Кука проход был назван именем начальника русской экспедиции. Двумя днями ранее Беринг держал совет со своими лейтенантами. Шпанберг посоветовал три дня держать судно в достигнутых координатах, чтобы попытаться сквозь густой туман, сопровождавший путешественников в течение всего плавания, рассмотреть берега Америки. По рассказам чукчей, они были видны в хорошую погоду. Чириков настаивал на движении в западном направлении, чтобы зимовать в Колымском остроге, безусловно доказав тем самым, что пролив между материками найден. Но Беринг был осторожен. Поиски американского континента он решил отложить на следующий год. Возвращение первого в истории России научного судна прошло благополучно. 2 сентября 1728 года «Св. Гавриил» благополучно вошел в устье реки Камчатки… Что касается Америки, то ее берегов путешественники так и не разглядели. Еще одно плавание «Св. Гавриила» в ходе Первой Камчатской экспедиции состоялось в 1729 году, но  ввиду плохой погоды было коротким и не принесло результатов.

Однако, в целом экспедиция Беринга 1725-1729 годов, завершившаяся 290 лет назад, была уникальна по своим достижениям.

Карта камчатских экспедиций Беринга – Чирикова

Советский историк Аркадий Александрович Сопоцко подсчитал, что ее участники совершили 155 территориальных и 18 океанографических открытий, нанесли на карту 66 географических объектов! «Беринг и его спутники, пройдя из Тихого океана в Ледовитый, открыли пролив, разделяющий два континента, и нанесли на карту северовосточное побережье Азии от устья реки Камчатки до мыса Дежнева… В 1730 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было напечатано со ссылкой на Беринга сообщение о том, что «подлинно северо-восточный проезд имеется, таким образом… из Лены, ежели бы в северной стране лед не препятствовал, водяным путем до Камчатки и тако далее до Япона, Хины и Ост-Индии доехать возможно б было». Это первое печатное сообщение о существовании пролива между Азией и Америкой» (А. А. Сопоцко, ст. «По следам Беринга, ч. 2» // Портал «Страны Арктики).

В своей книге «История плавания В. Беринга на боте «Св. Гавриил» в Северный Ледовитый океан» // «Наука», Москва, 1983 г.» Сопоцко пишет: «Мог ли Беринг видеть берега Северной Америки при нормальной видимости?.. Участники экспедиции яхт 1977 года (реконструкция экспедиции Беринга на боте «Св. Гавриил» в 1728 г. – П. А. Завишо) при плавании на север, так же как и Беринг, не видели американских берегов. Однако при возвращении обратно погода мореплавателям XX в. благоприятствовала больше, чем экипажу бота «Св. Гавриил». 21 августа в 09.48 яхты лежали в дрейфе в районе м. Уигвэн, который расположен недалеко от м. Дежнева. В это время моряки видели мысы Икигур, Сердце-Камень, острова Ратманова и Крузенштерна. Но берега Америки не были видны. В 12.28, когда яхты продолжали лежать в дрейфе у м. Уигвэн, видимость улучшилась и моряки увидели берега Аляски… Таким образом, причины, по которым Беринг не рассмотрел побережья Северной Америки, были самые объективные – плохая видимость. В Беринговом проливе число пасмурных дней в летнее время – 14-24 в месяц». 

Берингов пролив

Известно, что знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук, проходивший проливом между Азией и Америкой полвека спустя после Беринга, написал: «Отдавая должное памяти Беринга, я могу сказать, что он очень хорошо нанес на карту берега, определив координаты с точностью, которую при его возможностях трудно было бы ожидать». В октябре 1778 года Кук, а также его спутники по путешествию, пришли к единому мнению: необходимо дать проливу имя Витуса Беринга, ибо российский мопреплаватель этого достоин. Он сделал все, чтобы выполнить даже самые расплывчатые установки Государя, совершил в одну экспедицию два плавания, проложил первую морскую тропу на северо-запад Америки. Окончательное обретение американских территорий было совершено во время Второй Камчатской экспедиции, в 1741 году. Беринг и Чириков на пакетботах «Святой Петр» и «Святой Павел» дошли до Аляски, подарив России новые обширные и богатые земли. Лично им, первопроходцам Тихого океана, открытие Америки счастья не принесло. Но это уже другая история…

Бобровое (Берингово) море

Бот «Святой Гавриил» — модель