Директор АНО «Цифровой регион» прокомментировал законопроект, закрепляющий положения Антипиратского меморандума

В Госдуму внесли законопроект, закрепляющий положения Антипиратского меморандума. Законодательная инициатива, в случае принятия, позволит всем правообладателям самостоятельно удалять нелегальный контент из поисковой выдачи в интернете. Сейчас эта практика распространяется только на компании, подписавшие Антипиратский меморандум.  

Директор АНО «Цифровой регион» Вячеслав Попов прокомментировал законопроект.

«Законопроект вызывает несколько мыслей в целом о регулировании авторских прав в рамках сети Интернет. Те, кто его выдвинул, придерживаются той точки зрения, что закон может и должен защищать только авторов и других правообладателей. Такой подход нарушает баланс интересов правообладателей и конечных пользователей, этот же тезис подтверждается постоянным ростом сроков охраны авторских прав, которые на текущий момент составляют 70 лет. Защитой интересов потребителей и предоставлением качественного контента, как правило, современные авторы и правообладатели не озабочены, наблюдается постоянный рост просмотров аудиовизуальных произведений советского периода, а не современного отечественного искусства. Кстати, именно сложная борьба за права на произведения советского кино и мультипликации, происходившая около 10 лет назад, которая могла привести к потере целого культурного пласта, должна служить предупреждением при выдвижении законодательных инициатив в области авторских прав.

Если же говорить о технической части исполнения законодательной инициативы, то большинство поисковых сервисов расположены вне юрисдикции Российской Федерации, и придётся отлаживать механизм взаимодействия с их владельцами, при том что это приведёт к финансовым затратам с их стороны на фильтрацию. Ограничивать выдачу поисковых результатов в соответствии с проектом можно по местоположению клиента. На данный момент существует масса способов подделки местоположения, часто не требующих какой-либо квалификации от пользователя. В целом усиление давления на пользователей со стороны правообладателей всегда приводило к выдавливанию контента и пользователей в теневой сегмент Интернета, в котором регулирование невозможно, для примера можно рассмотреть ситуации с некоторыми онлайн-библиотеками или torrent-трекерами, ранее удалявшими по требованию правообладателей контент».

Справка

Антипиратский меморандум был подписан 1 ноября 2018 года, после чего был создан постоянно пополняемый правообладателями реестр ссылок на пиратский контент, с которым каждые пять минут обязаны сверяться поисковики. На удаление появившихся в реестре нелегальных ресурсов отводится шесть часов. Впоследствии Меморандум неоднократно пролонгировался, в настоящий момент срок его действия продлен до 1 августа 2021 года. 

Как отмечают авторы законопроекта, шестичасовой срок доказал свою эффективность на практике – владельцы нелегальных Интернет-ресурсов пытаются отслеживать блокируемые ссылки и в автоматическом режиме генерировать дублирующие указатели страниц для их включения в результаты поисковой выдачи. В связи с этим важнейшее значение приобретает именно скорость реагирования на незаконные действия нарушителей.

Законопроект позволит с учетом накопленного опыта закрепить на законодательном уровне хорошо зарекомендовавший себя механизм защиты авторских и смежных прав и сделать его доступным большему кругу правообладателей. Кроме того, обязательство по прекращению выдачи ссылок на нелегально размещенные в Сети произведения будет распространяться на все действующие в России «поисковики». 

Примечательно, что Антипиратский меморандум, в случае, если его закрепят на законодательном уровне, позволит ещё быстрее отслеживать появление нелегального контента. Практика предварительной апробации доказала свою эффективность. Участникам рынка удалось накопить достаточный опыт борьбы с пиратским контентом в рамках «неформального» договора и подготовить инструментарий Антипиратского меморандума к законодательному закреплению. Несмотря на то, что онлайн-пиратство по-прежнему широко распространено в России и за рубежом, его масштабы сокращаются, а значит, в обществе наметился переход к подписной модели потребления контента.