Always Active

Necessary cookies are required to enable the basic features of this site, such as providing secure log-in or adjusting your consent preferences. These cookies do not store any personally identifiable data.

No cookies to display.

Functional cookies help perform certain functionalities like sharing the content of the website on social media platforms, collecting feedback, and other third-party features.

No cookies to display.

Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics such as the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc.

No cookies to display.

Performance cookies are used to understand and analyse the key performance indexes of the website which helps in delivering a better user experience for the visitors.

No cookies to display.

Advertisement cookies are used to provide visitors with customised advertisements based on the pages you visited previously and to analyse the effectiveness of the ad campaigns.

No cookies to display.

Дом из Газетного переулка. Как купец Малашкин основал первую в Рязани частную газету

 «…Под номером третьим в Газетном переулке стоит старый деревянный дом, обитый тесом. Высокий полуподвал из красного кирпича. Ажурный, чугунного литья балкон на опорах и такие же, черного чугунного кружева, козырьки над парадными подъездами некогда делали этот скромный особняк нарядным».

Узнали этот дом по описанию, данному в начале прошлого века? Согласен, узнать мудрено, нынче на месте этого «особняка» погорелый барак, стыдливо укрытый тканью с намеком на изображение стен и окон. А меж тем дом №3 по Газетному переулку в лучшие времена был признан памятником городской архитектуры эпохи классицизма!

Современным рязанцам известен более как Дом Малашкиных. Дом, давший название переулку, по сути стал редакцией первой в Рязани частной газеты. И редакцией, и типографией, и фотолабораторией, и отделом рекламы. Все в одном флаконе! Вернее, в одном полуподвале. Речь о «Рязанском справочном листке», чей первый номер увидел свет в далеком 1891 году.  

Построил этот дом купец 2-й гильдии Дмитрий Малашкин в начале 1840-х годов. Место считалось престижным – совсем близко от Астраханской улицы, по соседству с усадьбой Рюминых, ставшей Нижним Городским парком. Дом был устроен в традиционном купеческом стиле – деревянным, но на каменной основе.  Однако владелец не стал строить как большинство рязанских купцов: первый этаж каменный, второй – деревянный. По оригинальному проекту (предположительно – архитектор Бергер) сначала был возведен основательный полуподвал красного кирпича, на нем поставлен двухэтажный деревянный сруб с флигелем. Особняк отличался богатым убранством: крыт «немецким белым железом», чугунное литье на крылечках, широкий балкон с кованой оградой, островерхий флигель, прочие излишки купеческой архитектуры. Малашкин мог себе такое позволить, будучи выходцем из варшавской купеческой семьи он переехал в Москву, удачно вел дела, владел обширными земельными владениями, в том числе в Рязанской губернии, в районе сел Казарь и Выползово, литейной и зеркальной мануфактурами, суконной фабрикой в Мурмино. Не скупился глава семейства и на образование детей, приглашал лучших учителей по естественным наукам и музыке – каждый из детей играл на нескольких инструментах. Мечтал вырастить из сыновей продолжателей своего дела, а потому послал учиться сыновей Николая и Леонида в столичное коммерческое училище, но жизнь порой преподносит сюрпризы…

С гуманитарным уклоном

Скажем сразу, купцов из сыновей Дмитрия Даниловича не получилось. Сын Леонид подался в музыканты, рано женился и вообще уехал в Германию. Что касается Николая, то купеческое звание он получил исключительно по наследству, ибо к основному семейному бизнесу – лесоторговле и полотняному производству на Мурминской суконной фабрике душа его не лежала, знать, гуманитарный образ мыслей и хорошее образование мешали. Однако, закончив после коммерческого училища естественный факультет Московского университета, он по велению отца послушно возвратился в Рязанскую губернию, где управлял также принадлежащей семейству зеркальной фабрикой. Казалось бы, чего еще мечтать? В те времена промысел этот был на взлете. Настенные зеркала стали обязательным атрибутом купеческого быта, а маленькие, «карманные» зеркальца влет расходились на ярмарках к радости сельских красоток. Но не этого хотелось молодому управляющему. Тайком от отца он посылает в губернскую комиссию заявку на соискание ученой степени.

В скором времени Николай с семейством переехал в Рязань, где получил место преподавателя Второй мужской гимназии. Преподавал математику и географию, возможно, именно тогда столкнулся с такой проблемой, как ущербность учебников и нехватка карт и прочих наглядных пособий. И начал печатать их сам…

Рязанские краеведы с некоторой долей идеализма описывают издательскую деятельность Малашкина, дескать, богатый купчина печатал картинки с жирафами и крокодилами для школьников и учебники с картами, которые бесплатно раздавались. Альтруист, да и только. На самом деле основание типографии (точнее – фототиполитографии) было дорогим, но очень перспективным бизнес-проектом того времени. Особо это касалось географических карт и нот, которые были очень дороги при постоянном спросе. Помимо наглядных пособий для учебных заведений типография Малашкина печатала и рекламную продукцию: вполне привычные нам плакаты, буклеты и проспекты. А также этикетки на «колониальный товар» (чай, кофе, табак) и на винные бутылки.

Печатные проблемы

Одно дело – частная типография, совсем другое – СМИ. После злодейского убийства Александра II в 1881 году в стране разгулялась реакция, любое вольнодумство решительно подавлялось. В обеих столицах было закрыто или разорено сразу несколько изданий, провинция довольствовалась губернскими «Ведомостями», изданием сухим и официальным. Рязани это касалось особо, при обсуждении только возможности появления местного печатного издания нашлось много скептиков, возражавших: «Кому нужна рязанская газета, если московские прибывают в Рязань тем же днем на поезде? И ежели будет в Рязани событие, достойное упоминания, московские газеты первыми об этом и напишут».

Резонно, но все-таки необходимость своего издания в городе стала очевидна. И прежде всего из-за экономических интересов. Россия менялась, купечество почувствовало вкус к рекламе. Да, «Рязанский справочный листок», созданный по подобию «Московского справочного листка» планировался изданием в первую очередь коммерческим, о чем наглядно говорит банальная коммерческая реклама сразу под шапкой газеты. Причем, помимо Малашкина было еще несколько соискателей на разрешение выпуска газеты, но тут сыграли роль личность издателя – уважаемый преподаватель на госслужбе – и наличие у него печатных возможностей – типографии.

Стоила годовая подписка на газету целый рубль, номер – пять копеек. В первом же выпуске «Рязанского справочного листка» сообщалось, что состоять газета будет из объявлений и заметок из области сельского хозяйства и краеведения. Однако надо отдать должное, помимо коммерческой темы Малашкин в своем издании много внимания уделял вопросам педагогики и образования, а также городским проблемам, из которых главными были грязь на улицах, плохие дороги без освещения и отсутствие водопровода. Но времена были суровые, цензура не дремала и вольнодумство приходилось маскировать.  Так, к примеру, в статье о кометах и прочих небесных явлениях в номере от 1898 года проскочила такая крамола, что«если бы сегодня в Рязани упала комета, она бы захлебнулась в грязи».Еще раньше, в 1897 году в «Рязанском листке» впервые предлагалась пустить реку Лыбедь, пересекающую центр города и отнюдь его не украшавшую, по трубе, а русло превратить в бульвар. Такое предложение тогда посчитали просто вызывающим и несбыточным, лишь спустя без малого век эта смелая идея обрела реальность.

Но наибольшей популярности газета достигла в 1904 году, с началом русско-японской войны. Полные жизненной правды репортажи с полей битв в «Рязанском листке» резко контрастировали с официальными и помпезными статьями в «Губернских Ведомостях». В «Листке» было даже напечатано интервью с участниками боев, публиковались письма с фронта. 

Подвальные нимфы

Рассказав о газете, мы как-то забыли о ее главной составляющей – об авторах. А ими были большей частью… ее читатели.  Газета быстро добилась популярности, сумев наладить с читателем обратную связь, на страницах листка часто появлялись статьи и письма местных авторов и даже критические заметки на злобу дня. Ни одно письмо в редакцию не оставалась без ответа, так вокруг редакции сплотилось ядро единомышленников. И во главе их встали… сестры Малашкины: старшая Клавдия, Ольга и Елизавета. С юношеской непосредственностью они давали оценку происходящим в городе событиям, называя вещи своими именами.

Разумеется, это до крайности раздражало официальную прессу, сотрудники «Рязанских губернских ведомостей» не упускали случая уколоть независимых конкурентов, называя дочерей Малашкина, активно участвовавших в издании газеты, «подвальными» или «плитографскими» нимфами. «Нимфы» не особо обижались, более того, порой утирали нос своим заносчивым коллегам. В годы русско-японской войны именно в «Листке» была описана реальная фронтовая жизнь без всякой парадной мишуры. И именно Ольга Малашкина записала и опубликовала интервью с солдатом Нежинского пехотного полка, который на руках вынес с поля боя тело своего павшего командира.

После смерти Николая Даниловича в 1905 году «Рязанский листок» просуществовал недолго. Можно сказать – не выдержал конкуренции с появившимся в обилии после русской революции изданиями, но след свой в истории оставил. Хороший, добрый след.  А переулок так и остался Газетным.

P.S. Дом Малашкиных стоит погорелый с 2007 года. Разговоры о его восстановлении длятся с той же поры. Интересно, что бы по этому поводу написал сам Малашкин? Возможно, поместил бы подобную карикатуру про ожидание рязанского водопровода.

Новости партнеров