Елена Шмелева предложила создать новую модель аспирантуры

Руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева предложила создать новую модель аспирантуры. Она должна предполагать более высокую мобильность ученых, причем не только по стране, но и за рубеж. А также возможность реализовывать программы аспирантуры несколькими научными, образовательными организациями. По мнению Шмелевой, это повысит интерес молодежи к науке.

Сейчас лишь 9% аспирантов защищают диссертации в срок. Причина в том, что действующие стандарты добавляют на студентов учебную и педагогическую нагрузку. А это отнимает время от исследовательской деятельности.

«С 2012 года почти в полтора раза сократилось количество научных организаций, которые готовят аспирантов. Причем это произошло в том числе за счет организаций, где проводятся значимые научные исследования. Жесткие требования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), зачастую неприменимы к научным организациям. Двойная регламентация аспирантуры через лицензирование и аккредитацию сыграла плохую роль», – отметила Елена Шмелева.

Исправить ситуацию смогут изменения в законодательстве, которые вступили в силу с 1 сентября. Теперь программы аспирантуры не будут проходить аккредитацию. Вместо ФГОС разрабатываются федеральные государственные требования. По словам Шмелевой, важно, чтобы их готовили при участии научного сообщества. Также, по ее мнению, нужно вводить регулярную научную аттестацию аспирантов, чтобы контролировать выполнение ими индивидуальных планов научной работы. А также развивать сотрудничество с индустриальными партнерами для возможности апробации научных результатов.

Комментарий эксперта

Ольга Воронова, член Общественной палаты РФ, доктор филологических наук, профессор РГУ им. С.А. Есенина:

«Новая модель аспирантуры, которую предложила Елена Шмелева, заслуживает поддержки и внедрения. Аспирантура в течение нескольких последних лет была переведена из сферы научной работы в сферу образовательной деятельности. И к ней предъявлялись не научные требования, а образовательные стандарты. Как будто это всего лишь следующая ступень образования после бакалавриата и магистратуры. Однако аспирантура всегда была важным этапом именно научного становления молодого ученого. И именно на этом этапе рождались важные научные открытия.

Сейчас аспиранту, вместо того чтобы углубленно заниматься наукой, приходится тратить много времени на посещение учебных занятий, экзамены и зачеты, сдавать, на мой взгляд, избыточный государственный экзамен. А ведь известно, что наука требует глубокого и непрерывного погружения. Только тогда можно надеяться на серьезный результат.

Поэтому очень важно, что с 1 сентября вступили в силу изменения в ФЗ «Об образовании». И теперь вместо ФГОС будут разработаны новые, более адекватные этой ситуации федеральные государственные требования.

Но главное, чем хотелось бы дополнить предложение Елены Шмелевой. Необходимо кардинально увеличить количество бюджетных мест на аспирантуру и снизить плату за внебюджетное обучение, поскольку многие выпускники наших вузов, в том числе рязанских, хотели бы продолжить свое обучение и научную работу в аспирантуре, но у них на это не хватает средств. В результате, страна теряет молодой научный потенциал».