Геокэшинг и виртуальные лаборатории: как высокоскоростной интернет изменил жизнь рыбновских школ

Кузьминскую среднюю школу Рыбновского района показали в репортаже Первого канала. Сюжет был посвящен тому, как в стране выполняли задачи, поставленные в прошлогоднем послании Президента к Федеральному Собранию.

Один из аспектов, на которые тогда обратил внимание Владимир Путин – доступный высокоскоростной интернет в сельских школах.

Оказывается, в Рыбновском районе эту проблему уже решили.

«В 2020 году все школы Рыбновского района были оснащены высокоскоростным интернетом по нацпроекту «Образование». В городских школах обеспечена скорость интернета не менее 100 мегабит в секунду, в сельских – не менее 50 мегабит в секунду, линия защищена единой системой данных. «Ростелеком» предоставил контент-фильтр, препятствующий доступу к незаконным ресурсам. По школам интернет раздается по технологии Wi-Fi, – рассказывает заместитель начальника управления образования и молодежной политики района Татьяна Соломатина. – Основные направления цифровизации образования: разработка системы дистанционного обучения, создание системы, которая будет подбирать для каждого индивидуальную программу обучения, внедрение игр и стимуляторов, которые помогут сделать обучение нагляднее и дадут возможность работать в команде».

Теперь школьники могут участвовать во всероссийских онлайн-уроках по проекту «ПроеКТОриЯ», «Уроках цифры», направленных на развитие цифровой грамотности детей, посетить онлайн экскурсии или побывать на днях открытых дверей в вузах и колледжах.

Кузьминская школа: учимся, играя

С 2008 года в школе своими силами решали проблему с доступом в сеть. В 2020 году по федеральной программе в школу провели высокоскоростной Интернет, и теперь перебоев в работе нет, скорость хорошая.

«Для дистанционного обучения педагоги школы выбрали две платформы: электронный журнал и РСДО (Российская система дистанционного образования). Все педагоги прошли курс в онлайн-марафоне «Дистанционное обучение – это просто», – рассказывает директор Кузьминской школы Любовь Василькова. – А наш учитель информатики разработал видео-инструкцию по работе с системой дистанционного образования для педагогов школы. Он сделал видео-занятие на тему «Как провести дистанционный урок».

Учитель географии и информатики Андрей Воронин пришел работать в школу в 2005 году.

«Не так давно применял Google Формы – онлайн-сервис для создания форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов, чтобы быстро получить объективную оценку знаний учеников, – рассказывает Андрей Николаевич. – Каждому ребенку приходит ссылка на тест, они делают работу, и после завершения отправляют мне. Система мне не просто показывает ошибку, но и анализирует, что ребенок недопонял, и на что мне, как учителю, надо обратить внимание. В связи с временным ограничением урока, дополнительно дома я предлагаю детям пользоваться приложением Google Earth (Планета), когда в режиме реально времени можно посмотреть, что происходит в любой точке Земли.

С 2018 года я начал использовать геокэшинг (Geocaching), – это приключенческая игра с элементами туризма и краеведения и применением спутниковых навигационных систем по поиску тайников, спрятанных другими участниками игры.

Я люблю путешествовать и увлекаюсь туризмом, и однажды, прорабатывая маршрут путешествия, случайно наткнулся в Интернете на упоминание о геокешинге. Я заинтересовался, начал вникать, потом и сына этим заинтересовал и решил: нужно использовать эту игру для приобщения детей к географии!

Помимо того, что клады можно искать, их можно и самим прятать – обычно тайники закладывают у исторически значимых объектов. В процессе этой игры дети на практике применяют свои знания и не только по географии и информатике, ведь задания для поиска тайника бывают разные – и зашифрованные как азбука Морзе, и записанные кириллицей, и ребусы и многое другое.

Детям очень нравится. Наши занятия разделены на два блока: первый – поисковая работа (полевая деятельность), второй – создаем сами тайники, это обычно в зимний период. За два года мы уже создали 8 тайников, а в районе их около 20».

Данила Заздравных, ученик 6-ого класс Кузьминской школы, говорит:

«Геокешингом я занимаюсь уже два года, узнал о нем от нашего учителя по географии. Это увлекательное занятие: мне нравится зашифровывать координаты, придумывать названия тайников, прятать и искать их. И, конечно, интересно во время поисков бывать в новых местах, вживую увидеть исторические памятники и красивую природу».

Баграмовская школа: виртуальная реальность уже сегодня

В 2020 году в Баграмовской школе открылся первый в районе школьный информационно-библиотечный центр (ШИБЦ). Сейчас стало возможным привлекать читателей, используя цифровые технологии.

«В нашем центре несколько зон, – рассказывает библиотекарь Марина Львова. – В одном помещении читальный зал совмещен с медиатекой, здесь мы выдаем книги во временное пользование, также ученики могут сами получить информацию на различных типах носителей. Здесь же располагается книгохранилище, выставки, витрины, тематические экспозиции.

Принтер центра подключен к Wi-Fi, есть ксерокс и сканер: это позволяет детям использовать иллюстрации из книг, например, в презентациях. Планшеты применяем не только для работы в Интернете, но и для входа в систему «ЛитРес: Школа». Компьютеризация библиотек позволила применять новые формы работы – видеочасы, медиапутешествия, электронные презентации.

В нашем центре есть рекреационные зоны для читателей с удобной для отдыха и чтения мебелью: столиками, креслами, банкетками и диванчиками, где можно разгадать кроссворд, поиграть в шахматы, познакомиться со свежими номерами журналов и газет.

Ребята уже оценили удобство использования проекта «ЛитРес: Школа» с мобильных устройств. Книги можно выдавать по запросам читателей или я сама формирую подборку литературы для группы учеников – тогда мне остается только проинформировать детей, что в их личном кабинете доступна определенная подборка произведений».

Учитель химии и биологии Ирина Мартынова создала подборку химических опытов, которые помогают во время проведения уроков. Их демонстрация на большом экране позволяет увидеть опыт всем ученикам. А пользуясь приложением «Виртуальная лаборатория по биологии» можно проводить опыты, не нанося вреда живым объектам.

«Цифровые образовательные ресурсы помогают при подготовке к уроку, – отмечает Ирина Робертовна. – На лабораторных работах по биологии я применяю сочетание работы с микроскопами и цифровые ресурсы, это позволяет детям сопоставлять увиденное в микроскоп с изображениями на доске. Важно отметить, что дети могут отрабатывать самостоятельно и пропущенный материал или углублять познания. Уверена, что использование информационных технологий поможет кардинально изменить преподавание традиционных учебных предметов, организовать деятельность школьников более целесообразно, улучшить понимание и запоминание учебного материала, а главное, поднять интерес детей к учебе.

Дмитрий Максимов, учитель истории, руководитель школьного образовательного центра «Точка роста», рассказывает:

«С появлением в нашей школе «Точки роста» мы стали предоставлять ученикам более качественное и современное дополнительное образование. Теперь в учебном процессе применяем технологические новинки: 3D-принтер для печати объемных моделей, нетбуки с сенсорными экранами для программирования, сенсорную доску, с помощью которой смотрим фильмы в режиме онлайн, выходим в прямой эфир, проводим на конференции. На примере квадрокоптеров изучаем летательные аппараты, которые используются для геодезической съемки местности. 

С помощью шлема виртуальной реальности дети могут изучать строение организма, солнечную систему, просто погулять в достопримечательном месте, при этом взаимодействуя с окружающими предметами и средой».

Кстати

Дополнительные средства областного и федерального бюджетов будут направлены на создание и развитие информационной системы «Электронное образование Рязанской области» в 2021 году.

«Средства, в первую очередь федеральные, вкладываются в дальнейшую цифровизацию образования, здравоохранения, в сферу обеспечения деятельности государственных органов, мировых судей. Это делается для того, чтобы повысить уровень комфорта граждан, чтобы им не нужно было собирать лишние документы, а управляемость всех этих систем поменялась к лучшему», – подчеркнул губернатор Рязанской области Николай Любимов.