Главное искусство. Часть 1. В кино с гимназистом Герасимовым
Сегодня вспомним про старое кино в Рязани. Как и откуда началось? Каким было? Признаюсь, на эту тему натолкнула подготовка к юбилею замечательного артиста, нашего земляка Эраста Гарина, 120 лет со дня рождения которого исполнилось 10 ноября 2022 года. Оказалось, он с детства был влюблен именно в кино, в чем без стеснения признавался. Было в этом чуде техники что-то новое, свободное, революционное и… волшебное!
Все началось с кино
Вот из беседы Эраста Гарина с журналистами про выбор жизненного пути:
«Все началось с кино. Я учился в гимназии с сыном хозяина нашего рязанского иллюзиона. Этот сынок что делал – он ножницами отхватывал от папиных лент метр-полтора (как так можно было – не знаю…). Эти куски попадали ко мне, и я крутил их через свой детский аппаратик домашним – маме, сестре… Я был тогда в третьем классе рязанской гимназии господина Зелятрова»…
Очень бы хотелось на этот «аппаратик» посмотреть. Неужели сам сделал? Причем, домашние сеансы юный киноман устраивал довольно серьезно! Уже с утра в доме Герасимовых на Соборной (сейчас дом № 34 по, около «Детского мира») появлялись красочные, нарисованные от руки афиши. Эраст сам «продавал билеты», сам давал звонок и рассаживал «зрителей» на места. Сестру сажал за пианино – она изображала тапера. Последний звонок! Эраст задувал свечу и давал знак сестре. Звучала музыка, начинался сеанс. Юный Эрастик начинал «крутить фильму». По простыни, натянутой на стене, ползли чьи-то силуэты. Пусть непонятно, чьи именно, и о чем кино. Сюжет юный «сценарист» придумывал на ходу. Но это было кино! Кино в своем доме! Тогда это казалось чудом!
Итак, точно установлены дата и место действия: Рязань, 1913 год, когда юный гимназист Герасимов пошел в третий класс. Но что за иллюзион? Какие еще кинотеатры были в Рязани? И какой из них был первым?
По данным справочника «Вся кинематография» (настольная адресная справочная книга под ред. Ц.Ю. Сулиминского. 1916 г.) в 1915 году в Рязани работали шесть кинотеатров. Целых шесть! Это в городе, где только что запущена электростанция, и даже не все центральные улицы освещены. Народ вечерами специально собирался на Астраханскую улицу или выходил к Театральной площади просто полюбоваться на электрическое освещение. Однако первые киноаппараты вовсе не были «привязаны к розетке» и вполне себе работали от ручного динамо и кислотных аккумуляторов. А где в Рязани аккумуляторы? В Технической конторе братьев Морозовых на Соборной и… в частной гимназии г-на Зелятрова, где наш герой учился.
Да, именно в этом учебном заведении был лучший по оснащению кабинет физики и химии, где с учениками проводились опыты с электричеством. «Кислотные аккумуляторы» тоже имелись. Очень громоздкие и тяжелые. Известно, что в гимназии были показы «светового театра» – с помощью лампы и линзы демонстрировали на экране фотографии на стеклянных пластинах. Этакие примитивные слайды. Еще не кино, но уже близко.
Столичные развлечения
Российская премьера «живой фотографии» – синематографа Люмьеров состоялась в петербургском саду «Аквариум» 16 мая 1896 года, всего через 4 месяца после исторического показа в Париже на бульваре Капуцинок. В антракте оперетты «Альфред-паша в Париже» публике были показаны фильмы: «Выход рабочих с фабрики», «Поезд», «Полк», «Игра в карты», «Стена», «Море» – самые первые люмьеровские киноопыты. «Петербургский листок» по этому поводу писал, что «восторг зрителей был громадный, так что по требованию публики пришлось еще раз показать картину, изображающую прибытие поезда».
Но еще накануне, в апреле 1896 года в Петербург уже завезли первые кинематографические аппараты Люмьеров, но не показывать, а снимать! Французские специалисты выразили горячее желание снять своей камерой коронацию Николая II! Разрешение было получено и уже через три месяца, 4 июля 1896 года в доме на Невском проспекте вел. кн. Марии Павловне и вел. кн. Кириллу Владимировичу показали готовую фильму. Тот же «Петербургский листок» сообщал, что «их высочества изволили смотреть серию картин, изображавших моменты коронационных торжеств в Москве. Картины эти имели необыкновенный интерес и вызвали гром аплодисментов».
Фильм о коронации длился 1 минуту 44 секунды. Камера с шести ракурсов показала: движение парадно украшенных карет, спуск августейшей семьи по лестнице, горячее приветствие поданных, представителей мусульманских народностей в халатах и папахах, шествие Государя по улице в короне и мантии. Про качество операторской работы говорить сложно – на экране много шитых золотом мундиров, спин и затылков. Сам царь из-за приличного расстояния едва виден. И все-таки это было чудо! Миллионы поданных огромной империи теперь могли своими глазами увидеть церемонию коронации самодержца. Пожалуй, с миллионами я сильно погорячился. Кино долгое время оставалось доступным лишь обеспеченным жителям городов. Но тысячи – точно!
Первый рязанский
Тот же справочник не очень уверенно сообщает, что первый кинопоказ в Рязани состоялся в 1901-1902 в здании Дворянского собрания. Публике дворянского и купеческого звания из городской управы был показан вышеуказанный фильм о коронации помазанника, после долгих оваций показали и дебютные люмьеровские сюжеты, пока еще совсем короткие и немые.
А меж тем в том же 1902 году в Москве, в театре Омона уже состоялась премьера «биофонографа», – сочетание синематографа с фонографом. Тогда показали целую сцену из «Проделок сатаны» Мольера, со всеми диалогами». Звуковое кино терпеливо ждало своего часа.
Новое развлечение быстро обретало популярность и появление электрического театра в Рязани было лишь вопросом времени и… этого самого электричества. А его источников в начале века в нашем городе было не так много…