Главное искусство. Часть 2. Источники света
Продолжаем цикл публикаций о появлении кино в Рязани. В первой части мы рассказали, что показывали в первых кинотеатрах и как будущий актер Эраст Гарин устраивал «пиратские» сеансы дома.
Первые кинотеатры как правило назывались световыми или электрическими театрами. Пользу от электричества в Рязани поняли давно, особо среди прогрессивного купечества и банкиров. Последних более интересовал вопрос безопасности, ибо ночные сторожа не были надежны. И едва на центральных улицах Рязани появились электрические столбы со смешными стеклянными изоляторами, немедленно во всех отделениях рязанских банков была установлена «тревожная кнопка» для связи с полицейской управой. А что кино? На кино электричества не хватало. Царское правительство так и не поняло, какая эта великая сила – кино!
Действительно, кино в России сначала посчитали делом не слишком серьезным. Так, очередная придумка французов типа зубного порошка, ватных палочек для чистки ушей, канкана или велосипеда. А государство более всего заботили казенные нужды, поэтому первыми в Рязани были электрифицированы вокзал (сейчас Рязань I) и казенные винные склады (современная ул. Павлова). На вокзале была мощная паровая турбина, от вырабатываемого ей электричества освещался вокзал, качали воду в котлы паровозов водяные насосы и работал телеграфный аппарат (первая телеграмма из Рязани в Москву была отправлена 4 декабря 1859 года посредством аппарата Морзе).
От вокзальной же электростанции питалась и первая рязанская телефонная станция. 26 июня 1896 года в Рязани зазвонили первые 40 телефонов абонентов городской телефонной станции. В основном это были телефоны ведомственные: устанавливались в полицейских управах, в пожарной части, в других казенных учреждениях и банках. Только в доме у губернатора и у 15 особо важных и состоятельных горожан были установлены квартирные телефоны. Качество связи было не очень, приходилось в трубку громко кричать.
Имелось также электрическое освещение в губернской земской больнице на Большой Мещанской (улица Семинарская). Вот, пожалуй, и все.
Так что казенного электричества всем не хватало, но тут за дело взялись рязанские купцы. Первыми на улице Почтовой частную динамо-машину и двигатель завели купцы Шульгины, вечерами они подсвечивали лампочками витрины своего магазина. Потом отличился купец Федоров с улицы Селезневской (современная Пожалостина). Тот был вообще большой оригинал, он держал кроватную мастерскую, торговал входящими в моду панцирными сетками и спинками «с шарами». Очень любил технические новинки и стал, кстати, первым рязанским автовладельцем. В его собственности был старенький «Форд Т», и каждый выезд Федорова в город (обязательно в кожаной куртке и больших очках) становился событием. За авто обычно бежала толпа ребятни, ибо разогнаться особо было негде. Однако, была проблема – от машины шарахались лошади, и первое ДТП в Рязани случилось как раз по этой причине. Но, скорее всего, собственного динамо у Федорова не было, а напряжение на фонарь над воротами, которым прогрессивный купчина очень гордился, поступал от генератора и аккумулятора того самого «Форда».
И, конечно, купцы Морозовы с Соборной. В их Технической конторе, образованной еще в конце XIX века, во дворе дома был установлен мощный керосиновый двигатель с динамо-машиной и имелся большой запас кислотных аккумуляторов. Техническая контора, кстати, занималась обслуживанием электрооборудования в городе. Наконец, с приездом в Рязань инженера Сергея Морозова в 1905 году малые электростанции стали появляться повсеместно, освещались центральные улицы, были протянуты провода к зданию госбанка и банку Живаго на Астраханской. В 1913 году с легкой руки городской управы была построена и заработала первая электрическая станция на улице Болдаревской (нынешняя Некрасова), и покупка электричества горожанами для бытовых нужд стала делом обычным. «Как в Москве», – вздыхали счастливые рязанцы, глядя на искусственный свет.
Кино на батареях?
В материалах о старом кино рязанские краеведы уверенно называют адрес первого рязанского иллюзиона: улица Александровская, угловой дом, что напротив здания Первой мужской гимназии на улице Астраханской (сейчас дом 51 по ул. Ленина). И даже указывают, что вход в киносалон, открытый в 1903 году, подсвечивался электрическими лампочками. Видимо, это и был тот самый иллюзион, сын владельца которого учился с Гариным в одном классе и лихо кромсал ножницам папины киноленты. Однако возникают сомнения по части энергоснабжения. В 1903 году улица Александровская электрифицирована не была. Возможно, кинопроектор, который назывался кинематограф, запитывался как раз от кислотных батарей или ручного динамо, встроенного в усовершенствованный аппарат Люмьеров. Однако, как тогда быть с лампочками на вывеске над входом? Аккумуляторные батареи тогда были не так мощны, тока надолго не хватало.
Сколько электрический театр проработал в этом доме – неизвестно. В скором времени замечаем, что синематографы в Рязани кучкуются на улице Почтовой и соседней с ней Соборной. Здесь в 1910 году при гостинице «Олимпия» торгового дома купцов Морозовых открылся одноименный синематографический театр на 150 мест. В 1914 году он был переименован в «Кино-Палас» и вмещал уже 260 зрителей.
Конкуренты с Почтовой
Из электрических театров на Почтовой чаще всего упоминаются два: «Дарьялы» и «Дэа». Оба названия поэтические до предела. Первое – явно из Лермонтова, поэма «Тамара» о грузинской царице:
В глубокой теснине Дарьяла, Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла, Чернея на черной скале.
Точно известно, что театр «Дарьялы» на Почтовой открыл в 1912 году выходец из Тифлисской губернии А.М. Султанов (теперь понятно, откуда такое название). Он снял помещение в доме рядом с очень модным магазином Шульгиных и к кинобизнесу относился творчески, уподобив киносеансы театральным представлениям. При синематографе был буфет, в теплое время перед сеансом можно было пройти во двор с беседками и угоститься помимо прочего свежайшим шашлыком, что особо ценили офицеры Нежинского полка рязанского гарнизона. В фойе электрического театра для развлечения публики имелись чучела удивительных животных и птиц, очевидцы вспоминали большой клык (то ли мамонта, то ли слона, то ли вообще — моржовый), на просмотр зрителей приглашали электрическими звонками. Сам же хозяин завлекал публику своим видом: выходил на улицу в папахе и толстой черкеске, с большим кинжалом на поясе. Хотя дело не во внешнем антураже, Султанов был истинным киноманом, сам ездил в Москву за новыми лентами, и цены у него были вполне либеральные: от 20 до 50 копеек, в зависимости от места.
Рязанцы добрую память о «Дарьялах» сохранили, на стене детской областной библиотеки укреплена памятная табличка с напоминанием, что в 1917 году сюда приходил посмотреть фильму поэт Сергей Есенин.
А рядом установлена бронзовая памятная инсталляция в виде старинного киноаппарата на треноге. В 2022 году работники библиотеки отметили 110-летие кинотеатра и подготовили для детей целый исторический экскурс с показом старого кино.
Предполагается, что премьерной фильмой в «Дарьялах» была «Понизовая вольница» – экранизация одноименной пьесы Василия Гончарова. Фильм был снят в 1908 году, имел второе название «Стенька Разин и княжна» и получил весьма приличные отзывы:
«Из новинок за прошлую неделю отметим картину “Стенька Разин”. В техническом отношении она исполнена прекрасно. Видно, что г. Дранков в совершенстве постиг дело фотографирования; жаль только, что лента коротка, — сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу».
Видим, что едва появилось кино, тут же появилась и кинокритика. Статьи печатались в газетах, появились даже специализированные издания.
С кинотеатром «Дэа» все сложнее, хотя название (от латинского «Богиня дневного света» или «Яркая богиня») тоже очень романтичное и связано со светом. Видимо, этот театр несколько раз менял адреса, пока не остановился в доме братьев Шестовых на Почтовой, рядом с гостиницей Михайлова. Цены там были покруче нежели в «Дарьялах», и публика солиднее. Яркие рекламные вывески обещали публике «самые новые фильмы с большим успехом прямо из столицы». Хотя самый свежий фильм – отнюдь не самый лучший. Напомню слова Гарина:
«Вчера ходил в кинематошку “Деа”. Смотрел революционную картину “Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта”. Такая дрянь, что дальше некуда ехать».
Не понравилось. Действительно, фильм получился не очень. А что еще мог смотреть юный гимназист Герасимов, он же – начинающий артист Гарин? И как революция повлияла на кино? Об этом в следующей части.
Еще новости "Рязань":
- В первом полугодии 2025 года в регионе могут выявить до 1000 га ослабленных лесных насаждений – Рослесозащита
- В Рязанской области ожидают сильный ветер, дождь, снег и гололед
- Рязанские «ракеты» показывают региональные товары на международном форуме в Узбекистане
- В Рязани открылась юбилейная выставка художника Валерия Потапова «Палитра странствий»
- Андрей Макаров: «Санкции заставили нас понять, что рассчитывать мы можем только на самих себя»