Главное искусство. Часть 3. В поисках верной цитаты
Продолжаем рассказ о том, как в Рязани появилось кино. В первой части мы рассказали о первых кннопоказах. Во второй – о работе первых в городе кинотеатров. Ну а сегодня рассказ о кинематографе в эпоху Революции.
Еще с детства все мы знали, что главным искусством для нас является кино! Это сказал Ленин, и спорить с этим никто не брался. Но с разгулом демократии эта цитата как-то обрела сначала продолжение, а потом и потерянное якобы начало. В итоге зазвучало неоднозначное: «Пока народ безграмотен, важнейшим из искусств для нас является кино и цирк». Не поленился, полез поисковиком в многотомник ПСС. Нет там ничего про кино и цирк, не писал этого Ленин. Так откуда? Оказалось, из воспоминаний Луначарского о личной беседе с Лениным в феврале 1922 года. И вот что он конкретно вспомнил:
«Затем, улыбаясь, Владимир Ильич прибавил: «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Ясно? Именно кино, без всякого цирка! Цирка нам и так по жизни хватает.
Цирк в Рязани был, и, если верить письмам Эраста Гарина жене – очень хороший. В основном это были приезжие шапито:
«А какой цирк приезжал к нам в Рязань! Прелесть что за цирк!.. И театр тогда у нас в Рязани был отменный».
Долгое время цирк в Рязани был заезжий, гастролировали разные труппы в основном во время ярмарок и больших праздников. Когда народу побольше.
В 1910 году свою труппу в Рязани собрали силачи братья Никитины, поэтому основной частью программы в рязанском «шатре» были силовые номера с поднятием тяжестей и борьба. В Рязани несколько раз под именем «Черная Маска» на ковер выходил уроженец Шацка Иван Чуфистов – абсолютный чемпион по французской борьбе, один из немногих, победивший самого Поддубного! Перед поединками он показывал силовые номера: «о его плечи гнули металлические балки, он рвал руками стальные цепи, держал на спине деревянный щит, на котором играл оркестр из 15 человек»!
В 1913 году после победы в берлинском чемпионате, где Иван Чуфистов уложил на лопатки по очереди всех противников, бывших много тяжелее его весом, к нему подбежал главный распорядитель и сказал: «О-ля-ля, ошень карош, сильный как шорт! Ты есть уникум! Феномен!» Чуфистов не феномена не обиделся и просто ответил: «Да у нас в Рязани много таких».
Рязанская цирковая труппа одна из немногих пережила революционные лихолетья, их шатер был украшен красным кумачом и имел поддержку от властей.
«Приезжай в Рязань — здесь 8-го открывается ярмарка, – пишет Гарин жене в ноябре 1928 года. – А сегодня, т. е. собственно вчера, мы с папой пришли домой в третьем часу ночи — сидели в цирке и смотрели борьбу. Это великолепно. Боролись пять пар до результата. Азарт в цирке и в нас был адамантовый. Папа — и тот орал «Правильно!» или «Не правильно!». Свистели, орали, — вообще, вечер прошел необычайно. Когда приедешь, свожу тебя в цирк на борьбу».
С цирком понятно, теперь посмотрим, чем «угощал» зрителя в Рязани кинематограф на переломе эпох. В основном это были драмы или игровые иностранные ленты без какого-либо идеологического содержания. Правда, еще в годы русско-японской войны на экраны попадали кадры хроники с полей сражений. Но война в обществе была не популярна, а хроника снята до крайности неумело и касалась большей частью смотров Государем военных частей, отбывающих на фронт. Появлялась и хроника Первой мировой войны, но особых верноподданнических чувств не вызывала. Куда больше были популярны драмы и детективы. И конечно, комедии с Китоном, Ллойдом, Чаплиным.
Обратимся к письмам Гарина сестре Татьяне, в которых юный Эраст Герасимов (его настоящая фамилия, Гарин – сценический псевдоним по девичьей фамилии матери) сообщает о своих отношениях с модным тогда синематографом:
«Вчера пошел смотреть продолжение картины “Маска, которая смеется”, но у театра за билетами стоял “хвост”, и я не пошел в “Деа”, а зашел в “Дарьялы”, смотрел картину фирмы “Биофильм” “Куртизанка и Рыбак”. Таня! Фирма “Биофильм” предлагает написать сценарий на конкурс. Прием до 15 января. Пиши! Вознаграждение от 250 руб. до 5000 р. В городском театре “Женщина и паяц”. Ну, пока. Эраст».
Посмотрим, что за фильма «Куртизанка и рыбак». В ролях Амо Бек-Назаров, Л. Триденская, Н. Горич, Н. Орлов. Название кинокартины говорит само за себя, а о содержании ленты можно судить по афише.
«Художественная драма в 5 частях».
Часть первая: Пробуждение духа Земли.
Часть вторая: Миг волшебной сказки.
Часть третья: Через труп матери.
Часть четвертая: Любовь и преступление.
Часть пятая: Лебединая песнь.
Режиссер Аркадий Шифман не очень известен, снял несколько подобных драм, в том числе: «Люди знойных страстей», «Скерцо дьявола» и т.д. Фильм немой, поэтому много мимики, жестов, закатываний глаз и заламываний рук. Смотреть не рекомендуем, ну разве что для знакомства с историей кино.
Что там еще в письме?
«Вчера пошел смотреть продолжение картины “Маска, которая смеется…” – пишет Гарин.
А вот с этим фильмом оказалось не все так просто, ибо поисковик на запрос тут же выдает зеленую физию Джима Керри из знаменитой «Маски», снятой по известному комиксу. Но нет, оказалось, что «Маска, которая смеется…» – это американский многосерийный (!) фильм под оригинальным названием «Опасные похождения Полины».
Сюжет всех 20 серий примерно одинаков. Дочку миллионера Полину хочет угробить ее опекун. Цель понятна – получить ее состояние. В каждой серии он пытается умертвить ее самым изощренным образом: прокатить на автомобиле без тормозов, на дырявой лодке, на сломанном самолете, отправить в прерии с дикими индейцами и бандитами и т.д. Этакий мистер Фикс с планом. Но влюбленный в Полину молодой человека давно личность злодея раскусил и каждый раз помогает любимой из трудной ситуации выбраться. Однако в начале каждой новой серии злодей изобретает что-то еще. Действие происходит на земле, на воде, в горах и в воздухе, много стрельбы, скачущих ковбоев, разбитых авто и падающих самолетов. Народу нравилось. Вот на такой киношедевр и не попал вчерашний выпускник Гарин, поленившийся отстоять очередь за билетами.
Вот еще письмо:
«Вчера ходил в кинематошку “Деа”. Смотрел революционную картину “Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта”. Такая дрянь, что дальше некуда ехать».
Письмо написано не ранее 1917 года (фильма про лейтенанта Шмидта вышла на российские экраны летом этого года), когда Гарин уже закончил гимназию и делал первые шаги в своей артистической картере — играл в массовке на сцене рязанского драмтеатра.
Фильм, действительно, революционный! Из четырех частей: «Жизнь лейтенанта Шмидта, восстание на Черноморском флоте, аресты – суд, казнь лейтенанта Шмидта». Режиссер А. Разумный. Обратите внимание на дату – премьера в России состоялась 5 июля 1917 года.
Временному правительству после февральской революции ну очень срочно требовался герой, и жертва революции 1905 года лейтенант Шмидт очень для этих целей подходил. Керенский в отличие от царского правительства значение и силу влияния кино понимал в полной мере и лично поехал в Севастополь возложить георгиевский крест на могилу героя. И тут же велел снять фильму. Меньше чем за полгода управились! Вот что значит – оперативность! Революционный госзаказ!
Конечно, в фильм не попали такие жизненные подробности, как женитьба Шмидта на проститутке, его увольнение с флота за растрату и т.д. Да и панорамные съемки – отнюдь не «Броненосец Потемкин». Так что прав Гарин, так себе фильма получилась. Но свою роль сыграла. Про героя Черноморского восстания заговорила вся Россия! И дети лейтенанта Шмидта – отнюдь не выдумка авторов «Золотого теленка». Действительно, ходили по сов. учреждениям и просили мат. помощи. Разве откажешь сыну героя революции?
Хотя реальный сын Шмидта Анатолий действительно существовал, он взошел с отцом на борт «Очакова», после неравного морского боя вплавь добрался с горящего корабля до берега, был арестован. По молодости лет под суд не попал, и даже стал офицером. Но Октябрьский переворот не принял, воевал с красными и махновцами в Крыму, умер в Париже, в нищете.
Кстати, в фильме «Служили два товарища» события тоже происходят в Крыму и там очень удачно показан трофейный кинематограф — аппарат, который может и снимать, и показывать.