Идею освободить учителей от лишних бюрократических процедур прокомментировал ректор РИРО Андрей Кашаев

Выступление руководителя образовательного центра «Сириус», сопредседателя центрального штаба ОНФ Елены Шмелевой о необходимости ликвидировать бюрократизацию в образовании прокомментировал директор Рязанского института развития образования Андрей Кашаев.

По словам Елены Шмелевой, снижение бюрократической нагрузки позитивно скажется на учителях школ, преподавателях вузов и повысит уровень подготовки школьников и студентов.

«Много избыточной информации, – пояснила она. – Например, места практики нужно публиковать. А это несколько сотен договоров с предприятиями, раздел с указанием педагогов и полным перечнем модулей. Зачем? Этим загружают педагогов, которые должны заниматься студентами и школьниками. Мы будем выступать за то, чтобы выводы о качестве образования делали не на основании этих формальных требований».

Эту тему прокомментировал Андрей Кашаев.

«Не могу не согласиться со словами Елены Владимировны, – сказал он. – Необходимость освобождать учителей от лишних бюрократических процедур актуальна как отраслевых ведомств, так и общественных организаций. Два года назад опросили 50 000 специалистов. 94% российских педагогов – за кардинальное изменение ситуации. Уже сделан ряд важных шагов. В декабре 2020 года Минпросвещения России и Рособрнадзор направили в органы управления образования письмо «О снижении документационной нагрузки учителей». В нем определили рекомендуемый перечень документов. Его разработали с участием учителей и классных руководителей. Уточнили периодичность обновления».

Среди таких документов – программы развития универсальных учебных действий (совместное участие с администрацией школы в разработке, ежегодная актуализация), рабочие программы учебных предметов, курсов, включая содержание, планируемые результаты и тематическое планирование (ежегодная актуализация), программы работы с отстающими ( совместно с профильными специалистами, ежегодная актуализация), рабочие программы курсов внеурочной деятельности (для тех, кто такие курсы организует, ежегодная актуализация), рабочие программы воспитания (вместе с заместителем директора школы и классными руководителями, ежегодная актуализация), программы или планы работы с состоящими на внутришкольном учете (при наличии таких обучающихся, ежегодная актуализация), планы воспитательной работы учителя-классного руководителя (ежегодная актуализация), программы коррекционной работы (при наличии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, совместно с профильными специалистами, ежегодная актуализация), журналы учета успеваемости (ежедневно), журналы группы продленного дня (при работе в такой группе, ежедневно), материалы личных дел школьников (весь период обучения).

«Этот перечень, на мой взгляд, оптимальный. Как правило, директора школ и органы управления образования стараются его не нарушать. Однако вопрос ограничения бюрократической нагрузки более сложный. Эта история не ограничивается внутрикорпоративными регламентами и рекомендациями».

По словам Андрея Кашаева, нельзя забывать о надзорных органах, службах, которые часто направляют запросы в образовательные организации. В подготовке ответов участвуют и учителя, и классные руководители. Есть многочисленные мониторинги, формируемые непосредственными учредителями образовательных организаций. Например, органами местного самоуправления, а также центральными органами исполнительной власти.

«Безусловно, школа давно нуждается в межведомственных регламентах. Они должны устанавливать не только перечень, но и порядок работы с информацией органов власти без участия педагогических работников и даже администрации школ, – добавил он. – Также нужно полноценно использовать возможности цифровизации в управлении информационными потоками и в формировании банков данных. Таким образом, проблема нуждается в комплексном и межведомственном решении на федеральном уровне, под эгидой высшего уровня власти».