На Скопинской земле появился самолет
Совсем недавно группа энтузиастов преподнесла Скопинской земле неординарный подарок – самолет МИГ-29, который сразу же стал местной достопримечательностью. А вот на вопросы – откуда он, зачем и почему здесь? – жители ответа не знали.
Как самолет стал арт-объектом
Об этом редакции «Скопинского вестника» рассказал уроженец Скопина Вадим Ключиков, выпускник средней школы № 1 и театра песни «Шанс», ныне – успешный молодой мужчина, который живет и работает в Подмосковье. В последние годы Вадим занимается перевозкой самолетов, которые идут на списание, поэтому два года назад у него с братом возникла идея привезти такой арт-объект в родной город. Эту мысль они обсудили с другом и уроженцем Скопина Константином Грачевым, профессиональным военным. Именно Константин объяснил весь путь, который должен «пройти» списанный самолет до того, как станет местной достопримечательностью. Первый шаг – это согласование вопроса с местной администрацией. И отрадно, что и.о. главы администрации Скопина Ирина Ланина поддержала молодых людей.
Сама доставка самолета и его дальнейшая реставрация (а это необходимое условие!) – удовольствие недешевое. Вадим стал искать единомышленников, и такие люди нашлись. На весь путь от начала оформления документов до установки стелы ушло практически два года. Очень много времени в таких случаях уходит на подготовку и подписание необходимых документов, так как боевую технику списывают с баланса минобороны страны и передают на баланс какого-то учреждения или, как в нашем случае, муниципалитета.
На Коготковском повороте
Затем ребята занимались разборкой и сборкой самолета, реставрировали боевую машину МИГ-29, чтобы она предстала перед земляками во всей красе. Макет стелы группа энтузиастов разрабатывала тоже самостоятельно. А место под установку самолета выбрали из нескольких предложенных как наиболее выгодное: на так называемом Коготковском повороте стоит заправка с большой территорией, здесь проходит региональная и муниципальная дороги, так что поток машин и людей постоянный.
А теперь о людях. Константин Грачев занимался согласованием всех документов по военной линии. Братья Вадим и Евгений Ключиковы выполняли разборку–сборку, перевозку этого борта, изготавливали макеты ракет (а это ручная работа!). Валерий Можейко неоднократно предоставлял спецтехнику для разгрузочно-погрузочных работ. Егор Попов взял на себя полную реставрацию самолета с соблюдением всех технологий. Разработкой конструкций крепления самолета к стеле, изготовлением макетов моторов, а также всеми токарными работами занимались местные умы – Геннадий Осипов и ныне покойный Юрий Кононов. Владимир и Евгений Темяшовы обеспечили бетоном для фундамента под этот объект. А Анатолий Попов непосредственно участвовал во всех процессах и был координационным центром группы.
Знак уважения
«Наш город славен героями Великой Отечественной войны, многие скопинцы участвовала в военных кампаниях в Афганистане, на Северном Кавказе, а сейчас ведут борьбу с фашизмом в зоне СВО, – говорит Вадим Ключиков. – И этот арт-объект – знак нашего уважения ко всем, кто в разные годы сражался и сражается за мир. После себя человек обязательно должен оставить что-то хорошее. И пусть этот самолет будет радовать взрослых и детей, а кто-то из выпускников, глядя на него, возможно захочет стать летчиком».
Еще предстоит благоустроить территорию вокруг стелы: выложить все тротуарной плиткой, сделать подсветку, а может, и разбить клумбы. Главное, чтобы там было красиво и чисто. А это уже зависит от самих скопинцев.
Фото: ИД «Пресса» и участников группы