О работе электронного звонаря рассказал настоятель Свято-Николо-Чернеевского монастыря

В Свято-Николо-Чернеевском монастыре Шацкого района используют современные технологии для управления колокольным звоном.

Немногие сегодня задумываются о том, как работают колокольни в храмах и монастырях, считая, что на каждой есть звонарь. Но в действительности специалистов в этой области не хватает, а никакое богослужение не может обойтись без колокольного звона. На помощь священнослужителям в решении этой проблемы пришли… мобильные телефоны. О современных технологиях, помогающих вести службы, рассказал настоятель Свято-Николо-Чернеевского монастыря отец Феодосий (Иванов).

На колокольне монастыря вместо привычного колокола установлены била. Во время реконструкции приняли решение установить этот инструмент, потому что колокол мог бы со временем разрушить здание: в советское время из колокольни сделали водонапорную башню, и это негативно сказалось на всей конструкции. Било намного легче, не расшатывает колокольню, а по звону не уступает колоколу.

Управляет этим инструментом отец Феодосий с помощью мобильного телефона. Набирает комбинацию из нескольких цифр, и била приходят в движение, наполняя звоном всю округу.

Отец Феодосий сам предложил использовать электронного звонаря в жизни монастыря. До того, как настоятель заступил на службу в Свято-Николо-Чернеевский монастырь, билом управляли послушники и монахи вручную, ежедневно совершая нелегкий подъем на колокольню. Теперь же благодаря идее отца Феодосия нужный звон можно создать без какого-либо усилия.

«Об этой технологии я узнал от священнослужителей из Москвы, – говорит он. – У многих электронные звонари стоят уже не один год, и все были очень довольны. Звонарей, как известно, всегда не хватает, а такой электронный помощник очень помогает вести службы».

Отец Феодосий рассказал, что технологию стали разрабатывать еще в начале 90-х годов. Тогда, конечно, мобильных телефонов не было, и колокольнями управляли с помощью пульта. Радиус действия пульта был небольшим, да и количество звонов ограничивалось благовестом и трезвоном. С появлением мобильных телефонов проблему с разнообразием удалось решить.

Сегодня систему усовершенствовали. Специалисты изготавливают специальный механизм, устанавливают на колокольне блок управления со встроенной SIM-картой. Принять вызов она может не более чем с пяти номеров. Для случайных же людей линия всегда будет занята, так что дозвониться до механизма может только настоятель и еще несколько братьев монастыря.

После набора номера электронного звонаря человек нажимает «решетку» и цифровой код мелодии, соответствующей тому или иному звону. Система передает сигнал механизму, и било приходит в движение. Настоятель отметил, что в монастыре установили функцию «Куранты», и каждый час колокольня отбивает время. Также автоматически било звонит в субботу в 16.00 и в воскресенье в 7.45. Всего же в электронном звонаре закодировано более 50 различных звонов.

Еще одно преимущество системы в том, что управлять билом возможно с любой точки мира. Отец Феодосий вспоминает, как послал сигнал на колокольню, будучи на Афоне в Греции.